TRIPscope: тестируем Renault Duster на российско-украинских дорогах. TRIPscope: тестируем Renault Duster на российско-украинских дорогах Двери сильно провисают

Он сделал то, чего до него не могли: открыл глаза половине тех, кто считал Ниву лучшим автомобилем, на то, что они готовы получить больше комфорта в ущерб проходимости. И теперь годы идут, а Дастер не теряет популярности. За что его любят? И за что ненавидят?

П омнится, мы говорили о , который построен на «тележке» Дастера, и подробно разобрали отзывы потребителей об этом автомобиле. Теперь интересно сравнить их с отзывами о Дастере и понять, что создатели Каптюра пытались улучшить, а что упустили в погоне за улучшением.

Любовь #5: невысокая стоимость обслуживания

Стоимость планового техобслуживания у Дастера вполне адекватная: ТО-1, например, вместе с расходниками и маслом обходится сейчас в сумму около 8 000 – 10 000 рублей у дилера и порядка 4 000 – 5 000 рублей на неофициальном СТО. Большинство владельцев может без особых трудностей позволить себе обслуживать машину, благо в целом надёжность конструкции довольно высока и «сюрпризы» – по крайней мере, в гарантийный срок – появляются довольно редко. За надёжность, неприхотливость и соотношение «цена/качество» (имея в виду и цену на обслуживание и ремонт) многие и выбирают Дастер.

Ненависть #5: течи сальников силовых агрегатов

Но и на старуху, простите, бывает проруха. Речь именно о силовых агрегатах, то есть, двигателе, коробке передач и раздаточной коробке (если она имеется). Чаще проблема обнаруживается на двухлитровых бензиновых моторах и всегда – на механических коробках передач. Вот реальные отзывы, судите сами: «Потёк передний сальник ДВС» (2 л, 4х4, МКП, пробег 14 000 км), «потёк сальник КПП» (1,6 л, 4х4 МКП, пробег 45 000 км), «потёки масла на двигателе, потеет привод со стороны КПП» (2,0 л, 4х4, МКП), «течь масла из раздатки» (2,0 л, 4х4, МКП, пробег 30 000 км)… И так далее.

Любовь #4: экономичность механических версий

Люди хвалят Дастеры на механике за небольшой расход, причем как с обоими бензиновыми двигателями, так и с 1,5-литровым дизельным мотором. Он тут в лидерах: полноприводный «дизель» сжигает всего 5,3 литра дизтоплива на сотню километров. Что касается бензиновых версий, то базовый моноприводный Дастер с мотором 1,6 л и «пятиступкой» имеет паспортный расход в смешанном цикле 7,4 л/100 км, а его полноприводный собрат, у которого механика уже шестиступенчатая (5-я и 6-я довольно «длинные», под трассу) – 7,6 л/100 км. Да и двухлитровая полноприводная машина с МКП6 лишь немногим более прожорливая – 7,8 л/100 км. Да, в реальности вы стоите в городских пробках и едва ли получите меньше десятки на любом из бензиновых вариантов, но и это неплохой показатель для довольно крупного автомобиля.

Ненависть #4: прожорливый и нерасторопный автомат

Сам по себе факт, что у Дастера есть автомат, да ещё и в сочетании с полным приводом в своё время окончательно закрыл вопрос о конкуренции этого автомобиля с Chevrolet Niva. С тех пор их даже не пытаются сравнивать. Только вот АКП у Дастера – это 4-диапазонная DP8, эволюция логановской DP2, которая является «проверенной» и отчасти «надёжной», но никак не новой или быстрой, да и внедорожные возможности автомобиля несколько скрадывает. Что касается экономичности, то 2-литровая полноприводная машина на автомате потребляет 8,7 л/100 км в смешанном цикле и 11,3 литра – в городском. Это «по паспорту», а на самом деле будет 12, 13 или даже 14 литров.

Любовь #3: наличие версий с полным приводом

Надо признать, что Дастер выделяется на фоне большинства современных кроссоверов как раз тем, что ставка в его комплектациях сделана именно на версии с подключаемым полным приводом – собственно, сейчас только базовый 1,6-литровый автомобиль на «ручке» может быть моноприводным, а всё остальное уже в варианте «4х4». И для эксплуатации в России это очень жирный плюс: захотел – едешь на моноприводе, экономишь топливо, пошла пересечёнка – подключил заднюю ось, а забрался поглубже в дебри или на размытый просёлок – заблокировал межосевой дифференциал. Но люди знающие не дадут соврать: как ни крути, а не «Нива», однако.

Ненависть #3: отсутствие внедорожной защиты

Свой кроссоверный, «не внедорожный» характер Дастер проявляет, в частности, в этом: скакать по камням на нём противопоказано. Во всяком случае, без специальной подготовки – точно. Защита картера у Дастера имеется, а вот бензобак и муфта полного привода (и главное – её проводка!) таковой не имеют. В результате люди либо покупают «броню» на стороне, либо пишут гневные комментарии после уже случившейся неприятности.

Любовь #2: хорошая геометрическая проходимость

Но кое в чем Дастер даст фору и кроссоверам, и даже некоторым «честным проходимцам». Помнится, мы говорили о геометрической проходимости и в контексте того разговора затронули несколько других автомобилей, в частности – Renault Duster. Выяснилось, что по «чистой геометрии» Дастер стоит вплотную за лидером в этой номинации – великой и ужасной LADA 4×4 3d – а по углу съезда в 36° даже опережает её. Угол рампы 23°, дорожный просвет 205-210 мм, короткие свесы – с такими показателями Дастер спокойно позволял бы куда большую удаль на бездорожье, если бы не вышеуказанное обстоятельство.

Ненависть #2: маленький и неудобный багажник

Тот случай, когда всё познаётся в сравнении. Судите сами: багажник полноприводной версии Дастера вмещает 408 литров, а переднеприводной машины – все 475 литров. И этого владельцам зачастую оказывается мало, а ведь у «последователя» Kaptur — вообще лишь 387 литров, и это при тесноте на заднем ряду. Однако ругают чаще не сам объём багажного отделения Дастера, а его «бюджетную» компоновку – отсутствие специальных ниш, ломающийся пенопластовый органайзер… Капризы? Возможно, но многие люди становятся капризными, когда цена их автомобиля подбирается к миллиону рублей.

Любовь #1: надёжная подвеска

Это настоящая визитная карточка Renault Duster. Владельцы очень часто отмечают как ходовые качества подвески, так и её надёжность, так называемую «неубиваемость». Обратной стороной «истинно российской» подвески – с довольно большими ходами, хорошей упругостью и высоким ресурсом – является управляемость: на скорости Дастер становится валким, довольно сильно кренясь в поворотах. Но ведь и создан он совсем не для кольцевых гонок.

Ненависть #1: слишком простой и неудобный салон

Интерьер Дастера – как и всех недорогих моделей Renault – мало чем может порадовать владельца. Как этот салон только не называют: «рубленый», «бюджетный», «спартанский», «неудобный»… Особые нарекания вызывают сиденья – им, по мнению большинства владельцев, явно не хватает профиля, и спине в дальних поездках приходится несладко. Также не вызывают симпатий дешёвый пластик передней панели и слабая шумоизоляция салона.



***

Что и говорить, у Дастера хватает недочётов. Среди прочих: слабое ЛКП, «летящие» стойки стабилизатора, слишком короткие передачи в 5-ступенчатой МКП, низкая «морозоустойчивость» 1,6-литрового мотора, течи забортной влаги в салон… И – цена более-менее оснащённых версий в районе миллиона рублей. Это едва ли недостаток, а просто реальность, к которой в посткризисную пору большинство никак не может приспособиться. Тем не менее, Дастер с базовой ценой в 639 000 рублей всё ещё относится к разряду «бюджетников», и хотя машину по такой цене крайне сложно купить, в реальности у него масса поклонников, и это неспроста.

В данный момент его положительных качеств хватает, чтобы опережать братца Kaptur. Но надолго ли? Ведь кризис, какой бы отпечаток он ни наложил, пройден, рынок растёт, люди начинают присматривать машины подороже и посимпатичнее… Пока что Дастер, в отличие от Каптюра, стабильно оказывается в ТОП-10 продаж легковых автомобилей в России, где-то совсем рядышком с задающей нынче тон … Однако если взглянуть на рейтинги продаж в сегменте кроссоверов, то Крета – на первом месте, Дастер на втором, а на третьем – как раз Каптюр, и его продажи, в отличие от Дастера, растут стремительно.

Будет ли у нас , призванный вернуть лидерство Renault в сегменте SUV, или же эта роль отведена более дорогому Каптюру? За неимением официальных комментариев нам остаётся лишь строить предположения. Ну а владельцам нынешних Дастеров – мириться с минусами этой машины, наслаждаться плюсами и бросать презрительные (или завистливые?) взгляды на владельцев Kaptur.

Сейчас Renault Duster не обсуждает только ленивый автомобилист. Но французы продолжают раскалять нешуточный интерес к своему детищу. Недавно они снова подлили масла в огонь - на рынок вышла дизельная версия «Дастера», и опробовать ее нам предложили на дорогах солнечного Азербайджана!

Пока в России существуют три класса легковых автомобилей, где моторы на тяжелом топливе наиболее популярны, - это кроссоверы, внедорожники и, конечно же, пикапы. Но, согласитесь, для многих такие машины все еще не по карману, ведь цены на них только начинаются с отметки 800 тысяч. На их фоне дизельный Renault Duster «козыряет» более чем адекватным «прайсом» - от 607 тысяч рублей. На данный момент это один из самых дешевых дизельных автомобилей в России - доступнее только UAZ Hunter.

Как говорят в самой компании, это один из самых популярных дизелей в нынешней линейке компании. 1,5-литровая рядная «четверка» семейства K9K с непосредственным впрыском топлива common rail устанавливается на 13 моделях Renault, Dacia и на семи «Ниссанах». Ежегодно в мире продается порядка миллиона таких автомобилей. К нам поставляется маломощная версия этого турбодизеля (K9K 892) с элементами топливной системы Delphi (на более мощных модификациях устанавливается аппаратура Continental), отвечающая нормам Евро-4. Восьмиклапанный мотор объемом 1461 «кубиков» развивает всего 90 л.с. при 4000 об/мин и 200 Н∙м при 1750 об/мин.

На российском рынке Renault Duster с 1,5-литровым дизельным двигателем доступен только с механической коробкой передач и только с полным приводом в двух комплектациях Expression (от 607 тысяч рублей) и Privilege (от 646 тысяч рублей). Версий с передним приводом или с автоматической трансмиссией выпускать не планируется

С технической стороны автомобиль (за исключением дизельного «движка») полностью идентичен полноприводным бензиновым версиям: трансмиссия и ходовая часть у них абсолютно одинаковые. Снаружи Duster, потребляющий солярку, можно узнать лишь по шильдику dCi на корме, ну и по характерному тракторному рокоту и вибрациям, который мотор издает при работе. В салоне тоже ничего нового, разве что разметка «красной зоны» на шкале тахометра начинается не с шести тысячи оборотов, а с пяти. Плюс при включении зажигания на комбинации приборов загорается пиктограмма в виде спиральки, которая сигнализирует о прогреве свечей накаливания. Подробно о потребительских качествах «Дастера» еще в конце декабря прошлого года рассказывал мой коллега Виталий Кабышев после первой поездки по дорогам Узбекистана , к тому же совсем недавно у нас вышел видеоролик про этот кроссовер, поэтому еще раз повторять вышесказанное, думаю, не имеет смысла.

Полуторалитровый дизелек, в принципе, позволяет на низких оборотах ездить «внатяг», однако резких ускорений не любит, о чем сразу предупреждает усиленной вибрацией. До 1700-1800 оборотов двигатель «дремлет» в «турбояме», но как только стрелка тахометра пересечет заветную отметку, силовой агрегат преображается - сразу же появляется должная тяга, машина уверенно ускоряется в ответ на перемещение акселератора. Однако раскручивать мотор выше 3200-3500 оборотов смысла нет, так как «полка» крутящего момента уже пошла на спад - шума больше, толку меньше.

Конечно, такой агрегат настраивает на спокойную и размеренную езду. При всем желании пошустрить вряд ли получится, но, по-моему, Duster - вообще не та машина, которую хочется постоянно «пришпоривать» на асфальте, да и кроссоверы на солярке обычно покупают из практических соображений, нежели для гонок. Зато этот мотор очень подходит для трассы, когда едешь «на дальняк»: «врубил» шестую ступень, развалился поудобнее в кресле и кати крейсерские 90-100 км/ч. Получится очень экономично.

Двигатель 1,5 dCi оборудован индикатором загрязнения воздушного фильтра, который позволяет визуально контролировать его состояние. В свою очередь, топливный фильтр оснащается датчиком содержания воды в топливе. Предпусковой подогреватель можно будет докупить у дилера в качестве опции

Паспортные цифры смешанного расхода топлива в 5,3 литра на «сотню» - вполне правдивая история. В первый день, когда мы ездили по автомагистрали, а затем колесили по Баку и даже немного постояли в заторах в центре азербайджанской столицы, борткомпьютер показывал 6,6 литра на сто километров. При этом в нашей машине, помимо водителя, находились двое весьма упитанных мужчин, плюс сумки с личными вещами и фотоаппаратурой. Во второй день, где большая часть маршрута пролегала по пересеченной местности с частыми подъемами и спусками, борткомпьютер показывал уже 9,3 литра, но и мы уже ехали вчетвером. То есть на одном 50-литровом баке по асфальту машина теоретически способна проехать почти 800 километров!

Поведение машины на дороге (курсовая устойчивость, управляемость), если сравнивать бензиновую и турбодизельную версии, не изменилось, так как новый мотор весит почти столько же, сколько и двухлитровый бензиновый собрат. Снаряженная масса дизельной машины всего на два килограмма меньше бензиновой — 1375 кг против 1377 кг.

А вот оценить в полной мере возможности дизеля на бездорожье не удалось. Организаторы рассчитывали, что в горах пойдет дождь - глинистые тропы порядком размякнут, и у нас будет возможность хорошенечко помесить грязь, однако стояла сухая и солнечная погода. Так что пришлось проверять геометрическую проходимость, а с ней у Duster все в порядке.

Единственный момент, который удалось подметить в горах, заключается в том, что на низких оборотах маленькому «движку» не хватает должной тяги. Например, на крутой склон загруженная машина не взбирается на холостых оборотах, как какой-нибудь Defender или Land Cruiser, - глохнет посередине подъема. То же самое происходит и на малом газу. Штурм успешен либо с разгона, либо если «газ» нажат посильнее.

Наверняка многих читателей в большей степени интересует, насколько дизель «адаптирован» к суровым зимам и к качеству российского топлива. Прежде чем вывести дизельную версию на наш рынок, французы провели два испытания в России: проверка топливной системы соляркой сомнительного качества и климатические тесты. Год назад в течение трех месяцев на Дмитровском полигоне обкатывали европейскую версию Duster на нашей солярке. Машина проехала порядка 40 тысяч километров, после чего был проведен демонтаж и последующий детальный анализ топливной системы. В результате были заменены свечи накаливания, а компанией Delphi была доработана топливная аппаратура. Более того, инженеры пришли к выводу, что первый пуск каждого дизельного двигателя в обязательном порядке будет проходить на идеальном топливе Евро-5 еще на заводе-изготовителе в Испании.

Что касается адаптации к морозам, то для этих тестов был взят автомобиль из предсерийной партии, собранный уже у нас на «Автофрамосе» в конце осени прошлого года. Испытания также проходили три месяца, с ноября 2011 по январь 2012 года, в результате которых кроссовер «намотал» 30 тысяч километров. Тут нужно сделать оговорку: к российскому «Дастеру» предъявляются более жесткие требования, техзадание предписывает уверенный холодный пуск двигателя при −25 градусах Цельсия, тогда как европейская версия «паркетника» должна спокойно завестись при −20 градусах. Результаты тестов оказались более чем оптимистичными, «наш» автомобиль уверенно заводился и при −28 градусах. Тем не менее, определенные доработки инженерам внести все же пришлось. Во-первых, на серийном автомобиле установлены другие радиаторы, во-вторых, для создания более комфортных условий в салоне в отопительный контур был добавлен дополнительный нагреватель мощностью 1,5 кВт. Он начинает работать с самого момента запуска двигателя и прогревает салон до тех пор, пока мотор не выйдет на нормальный температурный режим.

Многих волнует еще один важный вопрос - это цены на обслуживание. Да, владельцам Duster с шильдиком dCi придется чаще заезжать на дилерскую СТОА, так как межсервисные интервалы составляют не 15 тысяч километров, как у бензиновых версий, а всего 10 тысяч. Однако по словам представителей Renault, стоимость обслуживания дизельного Duster максимально приближена к бензиновым модификациям, то есть за весь гарантийный цикл в 100 тысяч километров клиенту придется заплатить порядка 90 тысяч рублей. А еще французы апеллируют, естественно, к тому, что затраты на обслуживание окупятся низкими расходами на топливо, что актуально при больших пробегах. Согласно их подсчетам, экономия только за счет разницы в цене между бензином и соляркой составит порядка 80 рублей на каждую сотню километров.

Для дизельного Renault Duster, равно как и для бензинового, предлагается услуга продленной гарантии на четыре или пять лет. Однако «гарантийный пробег» остается прежним — 100 тысяч километров. Один дополнительный год гарантии обойдется в 9,5 тысячи рублей, два — в 14,5 тысячи рублей соответственно

Что касается доли дизельных версий в общем объеме продаж Renault Duster, то в компании дают осторожные прогнозы, дескать, спрос покажет. Если опираться на данные, полученные по украинскому рынку, то там доля дизельных Duster составляет 20%. Как говорят представители Renault по поводу российских реалий, то «нас устроит и 10% продаж». На данный момент доподлинно известно, что около 60% заказов поступает на машины с двухлитровым бензиновым мотором, но, вместе с тем, французы подчеркивают, что если покупатель запросит больше Duster с тем или иным двигателем, то завод готов в любой момент пересмотреть производственную политику.

То же самое, кстати, касается и комплектаций. В нынешнем «прайсе» для дизеля не предлагается топовая версия Luxe Privilege, которая доступна для машин с двухлитровым бензиновым «движком», - по расчетам маркетологов, клиентам, покупающим дизельную машину, нужна «рабочая лошадь» для повседневного использования в условиях бездорожья. Но опять же все зависит от рынка, если потребуется, то «люксовая» комплектация также появится.

Правда, пока очереди на Duster уже растянулись на год, а то и больше. Но скоро ситуация должна улучшиться. Возможности московского завода позволяют выпускать до 80 тысяч кроссоверов в год, и, по словам представителей компании, предприятие уже практически вышло на проектную мощность.

За март, первый месяц продаж на российском рынке, обладателями Renault Duster стали 1860 покупателей. Как говорят в компании Renault, эта цифра будет расти вслед за увеличением объемов производства на заводе «Автофрамос». На данный момент 80% всех заказов поступает на Duster с полным приводом

В целом, машина удалась. Дизельный Renault Duster - это оптимальный вариант для тех, кто постоянно ездит на большие расстояния, либо часто залезает в грязь. Судите сами, расход топлива небольшой, тяги у мотора достаточно, эксплуатационные затраты тоже не будут обременительными, цена и комплектация - адекватные. А все действительно необходимые опции вроде ESP или второй подушки безопасности можно докупить. И если бы меня спросили, с каким мотором взять «Дастер», то я однозначно посоветовал бы версию на тяжелом топливе!

С кем соперничает дизельный Duster, который, напомним, можно купить за 607 000 руб.? Если подойти к вопросу строго, то в ценовом диапазоне до 700 тысяч рублей у него нет прямых конкурентов. Самая ближайшая альтернатива с мотором, потребляющим солярку, это Hyundai Santa Fe Classic, выпускаемый Таганрогским автомобильным заводом по цене от 713 900 рублей. Есть и дизельный SsangYong Actyon , но его с большой натяжкой можно причислить к конкурентам, так как цены только начинаются с отметки 799 тысяч рублей за переднеприводные версии. А если брать в расчет бензиновые модели, то главным конкурентом, безусловно, является Chevrolet Niva , ведь тольяттинский внедорожник находится в ценовом диапазоне 444-550 тысяч рублей.

Из бензиновых «иностранцев» в категории «до 700 тысяч рублей» предлагается китайский кроссовер Chery Tiggo , который также продается у нас как Vortex Tingo - в последнем случае речь идет о машинах под дочерним брендом Таганрогского автомобильного завода. Если «тагазовский» автомобиль стоит от 499 900 рублей (ТагАЗ выпускает только моноприводные версии), то за кроссовер под маркой Chery просят от 649 999 рублей. Сюда можно было бы причислить и переднеприводный Nissan Juke (от 659 тысяч рублей), но этот автомобиль нацелен совсем на другого покупателя. Еще одна бензиновая «альтернатива» - это Tagaz C190 за 699 900 рублей - российская версия китайского кроссовера JAC Rein, который, в свою очередь, является «клоном» Hyundai Santa Fe Classic. Если же хочется чего-то более «породистого» и качественного, то придется повысить ценовую планку до 750 тысяч рублей, тогда можно будет приобрести переднеприводные Mitsubishi ASX или Skoda Yeti в базовых комплектациях.

Баку. Краем глаза

Когда возвращаешься из какой-нибудь Германии, то друзья обычно задают лишь пару дежурных вопросов, мол, как съездил и все в таком духе. Но стоит приехать из стран Закавказья или Средней Азии, то буквально каждый начинает теребить: «расскажи, как там, как они живут, как к русским относятся?». Своего рода туристическая экзотика. Действительно, мы совсем не знаем, как живут наши ближайшие соседи.

Безусловно, за полтора дня всего не увидишь, но понять настроение и атмосферу современного Азербайджана и его столицы, вполне можно. Конечно, по Баку сложно судить, насколько хорошо живет население всей страны. Но ясно одно: экономический успех республики напрямую зависит от топливно-энергетического комплекса.

Площадь государственного флага в поселке Баилово (входит в состав Баку) неподалеку от центра города. До мая 2011 год 162-метровый флагшток был самым высоким в мире. Длина флага составляет 70 метров, а ширина — 35 метров, общий вес конструкции — 220 тонн. Именно здесь в только что построенном Бакинском кристальном зале пройдет конкурс песни «Евровидение 2012»

Местные жители говорят, что в последнее десятилетие Баку сильно преобразился. Город стал чище, появилось много стеклянных высотных зданий, и вместе с этим городские власти бережно сохранили исторический центр. Приятно и то, что в городе очень зелено, в центре Баку множество парков и садов. Вообще, архитектура исторической части азербайджанской столицы получилась вполне европейской, порою даже забываешь, что находишься в восточном городе. Но, как и любой другой мегаполис, Баку страдает от пробок. Вообще, в плане организации движения азербайджанская столица отчасти напоминает Москву: основные дороги поддерживаются в хорошем состоянии, а вот на «периферии» ухабы являются обычным явлением.

Так называемый старинный квартал Ичери-Шехер («Внутренний город»), построенный на холмистой местности и окруженный крепостной стеной. Живописные тесные улочки с хаотично понастроенными домиками ведут то вверх, то вниз, как в каком-нибудь Лиссабоне или Дубровнике. Весь «кайф» заключается в том, что ты находишься в самом центре города, но даже в самый разгар рабочего дня здесь достаточно тихо и спокойно: старики играют в шахматы или нарды, гуляют дети, студенты и туристы. Крепостная стена как бы отделяет суетливый современный мегаполис от старинного городка

Одно из самых высоких сооружений в Азербайджане — комплекс «Пламенные башни» («Flame Towers»). Высота зданий — порядка 200 метров. Комплекс должны достроить в 2012 году. Согласно официальной версии, название и форма строения связаны с гербом Баку, на котором изображены три языка пламени

В Баку водители любят скорость и ездят достаточно агрессивно, но без злости. Никто не будет здесь «бодаться» на дороге или выяснять отношения, максимум вскинут руки и возмутятся, мол «зачэм так дэлаэшь?». Если кто-то с обочины или правой полосы плавно и деликатно «протиснулся» левее, то никто не будет поджимать его. Если говорить об автотранспорте, то поток в Баку очень разношерстный, тем не менее, можно выделить основные предпочтения бакинцев. Безусловно, местные любят «Мерседесы» всех мастей - это классика.

Но отдельного упоминания заслуживает заднеприводная тольяттинская «классика». «Чем выше горы, тем ниже «Приоры», - если у нас на Северном Кавказе любят низко посаженные переднеприводные ВАЗы на больших «катках», то в Азербайджане уважают «чоткие Жигули» шестой или седьмой модели. Но здесь «тюнингуют» их специфически: стараются повыше поднять переднюю часть автомобиля, а корму, наоборот, опустить. Ну и, естественно, поставить «правильные» диски. Отчасти такая «жига» внешне напоминает американские «лоурайдеры».

Впрочем, такое грубое вмешательство в конструкцию машины имеет свои последствия - при резком перестроении или другом маневре «Жигуль», и так не отличающийся особой устойчивостью, еще сильнее стремится оторвать от земли переднее ненагруженное колесо и завалиться на бок. То же самое происходит и в поворотах. Но ребятам это и нужно.

Местные инспекторы дорожно-патрульной службы, которая здесь именуется YPX, разъезжают исключительно на автомобилях баварской марки. В фаворе «трешки», хотя пару раз мы встречали кроссоверы X1 и X3. Самое забавное заключается в том, что полисмены любят подолгу общаться через громкоговоритель. Встанет полицейская машина в центре перекрестка и давай читать наставления нерадивым водителям

Баку - столица дорогая, и цены здесь почти московские на все, начиная от продуктов в магазине и заканчивая транспортом. Курс азербайджанского маната к рублю составляет без малого 38 рублей - почти как евро! А, например, небольшая пятиминутная поездка на такси обойдется приблизительно в пять манат. Зато удобно, что в центре города достаточно обменных пунктов, чтобы поменять те же рубли, а порою «деревянными» можно расплатиться даже с таксистом-частником или продавцом в небольшом магазинчике, но курс, естественно, будет уже не в вашу пользу.

Азербайджанцы - очень гостеприимная нация. За два дня пребывания я ни разу не заметил какого-либо негатива или косого взгляда. Наоборот, люди очень отзывчивые и добродушные. Если молодые относятся больше с интересом, как к любому иностранцу, то у старшего поколения явно больше теплых чувств и ностальгии в голосе. Они сразу начинают вспоминать прошлое, дескать, все держались вместе, все были «савэтскими людьми», а теперь связи потихоньку обрываются.

Хотя, наверное, у большинства современных азербайджанцев нет никакой ностальгии по советским временам или особого рвения быть с Россией, их страна и так неплохо себя чувствует без покровительства «старшего брата». Но многие благодарны Советскому Союзу за две вещи: во-первых, радикальный исламизм обошел Азербайджан стороной, во-вторых, в стране была построена прекрасная система образования.

Несмотря на то, что 99,2% населения страны составляют мусульмане, Азербайджан является светской страной. Здесь многие и свинину едят, и алкоголь пьют, и виноделием занимаются, и пиво варят. Тем не менее, некоторые патриархальные отголоски так или иначе чувствуются в обществе. Например, прогуливаясь по центру города, я заметил, что на тесном тротуаре женщины чаще первыми останавливаются, отходят в сторону, чтобы пропустить мужчину.

Но закончить историю я бы хотел случаем, который, наверное, стал апофеозом бакинского гостеприимства. Ночью, исходив старый город вдоль и поперек, я решил подняться на холмистую юго-западную часть города - говорят, оттуда открывается красивая панорама на Баку. Вышел на улицу и поймал такси. Уже немолодой таксист, узнав, что я из Москвы, очень обрадовался и сам предложил мне провести небольшую экскурсию по центральной части города, благо у него было свободное время! А на вопрос, во сколько мне это обойдется, он ответил: «Ну, сколько не жалко, столько и дашь». Небольшая прогулка затянулась на два часа. Под конец таксист сказал: «Приглашаю тебя к себе в Сумгаит не как туриста, а как друга. Познакомлю с семьей, поедем на море, будешь купаться, загорать, отдыхать...». Можете ли вы себе такое представить у нас в Москве?
Çox sağol тебе за гостеприимство, солнечный и теплый Баку!

В этой заметке я бы хотел вкратце подбить итог по Renault Duster, на котором мы . Это не обзор, а именно впечатления, потому что их у меня, как и у всех нас, кто ездил в Мигею на Duster’е, достаточно. Начну с того, что я считал Renault Duster очень бюджетным, в плане всего, паркетником. Я был уверен, что во всем, кроме, возможно, езды по легкому бездорожью, он мало чем понравится, но все оказалось не так.

Renault Duster мы выбрали не случайно. Нас реально интересовало, чем он отличается от своих смазливых собратьев в классе и мог ли бы он стать выходом для тех, кому нужен недорогой, но проходимый автомобиль для всех случаев жизни. Мы взяли комплектацию с 1,5л дизелем и 6-ти ступенчатой механикой, в одной из топовых комплектаций. У нас была и медиасистема Medianav, и все электро-стеклоподъемники.

По пути в камянистую местность Мигеи мы испытали ходовые характеристики Renault Duster на трассе. Первые ощущения – в городе он зметно менее приемистый, чем большинство автомобилей. Трогаться нужно со второй передачи, более того, так написано в инструкции, а первая выполняет роль пониженной. До препятствий мы не сильно заценили ее преимущества. На трассе, если необходимо резко пойти на обгон, также приходится понижать передачу, это все после Megane и личного Fluence с таким же дизелем, но другой коробкой, совершенно непривычно. Выход – сильнее крутить двигатель, при этом немного растет расход. Однако через несколько дней я полностью привык к этой особенности. А на съемках другого дастера с реальным владельцем, я узнал, что 90-сильный дизель можно перепрошить, причем официальной прошивкой, и получить 120 (а можно и 135) сил. Он остановился на 120, говорит – оптимальный вариант по динамике и экономии.

Коробка тоже не самая привычная, взять хотя бы тот факт, что приходилось привыкать трогаться со второй передачи. Все остальные до шестой короткие, на 50-60 км/ч уже необходимо включать шестую, на ней же можно без лишнего шума разгоняться до 120 км/ч, после чего обороты уже превышают 3000/мин и звук двигателя хорошо слышен в салоне. При скорости свыше 130 км/ч появляется ощутимый дискомфорт, поэтому, если вы собираетесь много ездить на дастере – я бы рекомендовал сделать шумо- и виброизоляцию. Дорогу же он держит очень хорошо, в поворотах крены хоть и больше, чем в рядовом седане, но меньше, чем в том же .

Первую свободу от управления езды паркетником мы почувствовали, когда решили просто съехать в поле. Мы просто крутанули руль вправо и съехали вниз. В принципе, туда можно было бы заехать и на легковом авто, но пришлось бы выходить, смотреть, не оторвется ли бампер, не сядет ли, а тут просто повернул и не паришься. Приятно!

Тут же мы заценили все дизайны. Экстерьер автомобиля нам нравился с самого начала, Duster, в отличие от большинства смазливых паркетников, выглядит куда более агрессивно. Его формы и черты довольно грубые, но выглядит паркетник стильно. А вот интерьер вызывал вопросы, видите ли, к хорошему быстро привыкаешь, а я свой Fluence считаю хорошим. В Duster пластик твердый совершенно везде, но за всю поездку мы так и не обнаружили скрипов и сверчков. При этом, наш автомобиль уже повидал всякое, он проехал более 11 тысяч в руках автожурналистов, которые то и дело, проверяют его внедорожные характеристики, иногда на пределе. В общем, есть основания полагать, что в реальной эксплуатации салон скрипеть не будет никогда. А вот его стиль нам пришелся по вкусу – весьма строгий, но приятный. Особенно понравилось наличие разных ниш, куда можно кинуть все, что угодно. К слову, некоторые появились именно в рестайлинговой версии, ранее их не было.

Из непривычного: ручка регулировки наружных зеркал размещена между водительским и пассажирским сиденьем, а управление сигналом осуществляется по нажатию кнопки на левом подрульном рычаге. К последнему мы быстро привыкли, это оказалось даже прикольно!

Места для пассажиров сзади предостаточно, не в тесноте ни ноги, ни головы. Да и в багажнике места достаточно: 475 литров при стандартной компановке салона и 1 636 при сложенном заднем ряде сидений. Если необходимо перевезти длинные предметы, можно сложить также и переднее пассажирское сидение, тогда длина багажного отделения составит 2,65 м.

Но самое интересное началось как раз таки на камянистых дорогах возле карьера в Мигее. Конечно, я не буду клонить к тому, что это настоящий внедорожник – нет, но я смело могу назвать его одним из самых приспособленных к сложным условиям, среди других паркетников. Его малые свесы в 30 градусов спереди и целых 36 сзади, позволяют взбираться под большими углами и переезжать через серьезные препятствия, не задевая их бамперами. Клиренс также не малый – 210 мм. Тут стоит отметить подвеску, которая съедала совершенно все неровности и камни. Там, где все ползли, мы ехали быстро и играли с заносами, а там, где мы ползли, никто и близко не ехал. Вот тут мы и заценили пользу от первой передачи, которую на обычных дорогах вы использовать не будете никогда. Она, как настоящая пониженная: на ней мы спускались с серьезных склонов, просто отпустив педаль газа, на ней аккуратно забирались на немаленькие валуны.

Привод в Duster передний с подключаемой при помощи магнитной муфты задней оси. Есть три режима работы: передние ведущие, автоматический, в котором мозг автомобиля сам решает, когда подключать заднюю ось, и принудительный, при котором задняя ось отключится только при движении свыше 80 км/ч.

Один из главных вопросов, которые меня всега интересуют – экономичность автомобиля. У нас не было цели проехать как можно большее расстояние или получить минимально возможное значение среднего расхода. Мы просто ехали в свое удовольствие, с кондиционером, по трассе со скоростью 130, по бездорожью и так далее. Итого, средний расход получился 5,9 л/100 км.

Вряд ли текстом можно передать наши впечатления от поездки, но я точно могу сказать, что Duster’у вряд ли можно подобрать достойного конкурента в своем классе, если говорить про внедорожные характеристики. До этого у нас было не мало паркетников, явно выбивался в лидеры (и продолжает, к слову) Subaru Forester, у него и клиренс большой, и свесы короткие, и привод постоянный полный. Но в ценовой категории дастера, по моему мнению, он является лидером. Это не консервная банка внутри, не безликий кузов снаружи, и не паркетник для галочки. Он выглядит агрессивно, но он может и доказать свою сущность, если вы просто свернете с асфальта.

  • , 09 Янв 2015

Обновленный Renault Duster - пожалуй, самый доступный европейский кроссовер на рынке. Я проехал на нем пять тысяч километров, и результат меня шокировал.

Джинсы. Такие похожие и такие разные. Изначально - износостойкие штаны для американских реднеков, сшитые из конопляной парусины. Появились на свет джинсы в середине 19 века. Тогда надвигалась промышленная революция, и упадок парусного флота был ощутим, как никогда. Парусина была никому не нужной, и сильно подешевела.

Американец Ливай Страусс (на самом деле - Лёб Штраусс, немецкий еврей) придумал сшить из них штаны для золотодобытчиков и работяг - и озолотился. Джинсы раскупали, как горячие пирожки. Чуть позже с парусины Страусс перешел на "деним" - плотную хлопчатобумажную ткань, выпускавшуюся в городе Ним на юге Франции. Еще позже, портной Джейкоб Дэвис (на самом деле - Якоб Йофис из Риги) придумал закреплять карманы на боках джинсов медными заклепками. Собрать 68 долларов на патент он не сумел, и обратился с Страуссу со своей идеей.

Компаньоны получили совместный патент, а джинсы - заклепки. До сегодняшних дней они дошли, практически не изменившись. Трудно представить себе что-то более удобное, чем штаны, которые можно надеть и на рыбалку, и на работу, и на деловую встречу.

И все это возвращает нас к герою сегодняшнего обзора – кроссоверу Renault Duster, который по своей концепции максимально близок именно к этому предмету гардероба.

Duster – дитя разных культур. Разработанный во Франции, производящийся в Румынии, России, Южной Америке, Индии, Африке, Duster воплотил в себе инженерную смекалку и повседневную практичность. Получившийся коктейль уже пришелся по нраву покупателям. Нынешнее поколение – рестайлинг предыдущей модели, разошедшейся по миру сотнями тысяч экземпляров.

Внешне новые джинсы - почти такие же, как старые джинсы, но чуть моднее. Благодаря новому дизайну бамперов и светотехники, Duster больше не смотрится провинциалом на улицах благоухающего яркими красками жизни большого города, и вместе с тем, не выглядит слишком броско, чтобы акцентировать на себе нежелательное внимание завистников в провинции.

Обновленная светотехника привлекает дизайном, но фары светят так себе - хотя на дальний и ближний свет тут стоят отдельные лампы, это обычные галогенки без линз и даже светодиодных дневных ходовых огней.

Главные отличия скрыты от взгляда. Во-первых, в линейке моторов появился обновленный дизель объемом полтора литра - силовой агрегат, хорошо знакомый по различным моделям Renault. Мощный (109 л.с.), тяговитый (240 Нм), экономичный. 114-ти сильный бензиновый двигатель объемом 1,6 литра - новый, с цепью ГРМ вместо ремня. Механические коробки передач (4х2 - 5 передач, 4х4 - 6), устанавливающиеся с двигателем 1.6, получили более «длинные» высшие передачи. Двухлитровый мотор получил прибавку в мощности – теперь он развивает 143 л.с. и 195 Нм.

Беглый взгляд в салон - кажется, тут ничего не изменилось со времен первого "Дастера" 2011 года.

Скучный и примитивно-простой, как джинсы, интерьер французско-румынского автомобиля с презрением смотрит на "интеллигентов", использующих в разговорчике словосочетания типа "современная архитектура салона" и "эргономичность". Так, управлять климатом в этом автомобиле на ходу может только человек, способный одновременно идти по канату над пропастью и собирать кубик Рубика - не глядя, одной рукой. Крутилки расположены в слепой зоне, как и экран мультимедийки.

Хорошо хоть, есть «кондей» и подсвеченные клавиши стеклоподъемников (водительский - с авторежимом) находятся на дверях, а не где-нибудь под сиденьями...

Но если присмотреться, то отличия от старого "Дастера" все же есть: по-французски слегка сумасшедшая клавиша сигнала переехала с торца подрулевого переключателя на баранку, а новые сиденья больше не похожи на лавку из вагона для пассажиров тридцать третьего класса в поезде для представителей низшей касты где-нибудь в индийской провинции. Подлокотника спереди так и не появилось - держать руку на весу или на рычаге КПП неудобно. Впрочем, он доступен в качестве опции у дилеров. В противосолнечных козырьке есть зеркала, но без подсветки и без крышки. В результате при откинутом козырьке перед глазами водителя появляется совершенно ненужное ему зеркало. Да, перефекционисту в "дастере" тяжело...

Под жестким, как у деталей конструктора «лего», пластиком салона скрыта еще одна новинка - мультиплексная проводка, позволившая внедрить целый ряд новшеств - например, обогрев лобового стекла, круиз-контроль, улучшенный мультимедийный комбайн с Bluetooth, камерой заднего вида и хорошо работающей навигацией (умеющей "принимать" пробки по TMC-RDS), а также возможностью запуска двигателя по таймеру или дистанционно - с кнопки на брелоке. Тем не менее, клавиша активации круиз-контроля расположена на торпеде, а не на руле, а на хорошо читаемой шкале тахометра нет красной зоны - даже на дизельной версии шкала размечена до 7000 об/мин. Зато есть индикаторы, помогающие переключать передачи вовремя. Управление музыкой выведено на отдельный джойстик – еще одна странная традиция Renault. Кстати, и подогрев стекла, и система дистанционного запуска - результат работы российских инженеров. Также была доработана геометрия работы стеклоочистителя - увеличена зона очистки и размер самих "дворников". Более того, у автомобиля появились "европейские" поворотники, моргающие три раза при касании подрулевого переключателя, а также датчик наружной температуры. Уже в базовой комплектации появился электрический догреватель системы отопления, включающий обогрев салона сразу после запуска мотора. Можно отметить и тот факт, что у автомобиля появилась нормальный замок на лючке топливного бака с дистанционным приводом, вместо пробки с замочной скважиной, с которой раньше приходилось ходить на заправке, как с брелоком. Все моторы теперь имеют режим ECO, позволяющий экономить топливо. Включается режим клавишей на торпеде.

Задние сиденья лишены выдвижного подлокотника, спинка не регулируется по наклону, но сидеть достаточно удобно - запас места для ног приличный.

Подстаканника сзади нет, но есть кармашки в спинках передних сидений и 12-ти вольтовая розетка. Основной недостаток - клавиша задних стеклоподъемников находится на подлокотнике непосредственно под локтем, поэтому на неровной дороге задний пассажир то и дело непроизвольно опускает стекло.

Багажник - место силы "Дастера". Тут неожиданно много места для автомобиля длиной в 4.3 метра.

Вместо гибкой шторки багажного отделения теперь устанавливается прочная полка. Детская коляска влезает, как говорится, "со свистом". Спинки сидений раскладываются в ровный пол, а это означает, что сюда можно вместить и полноразмерного живого бегемота (или, например, 500-литровый бокс Thule). Вот только с обратной стороны сиденья - ничем не прикрытый белый пенистый наполнитель. Это некрасиво. Еще один косяк - если при откинутой задней «сидушке» вы захотите встать на порог правой задней двери, чтобы, например, достать что-то из бокса на крыше, то носки ваших ботинок оказываются стоящими на проводке бензонасоса. Полик багажника, закрывающий нишу с полноразмерной запаской, сделан из дешевого оргалита. Органайзер сделан из пенопласта, и при перевозке тяжелых грузов его легко повредить.

Уверен, что специалисты по эргономике, участвовавшие в работе над "дастером" сейчас не икают - просто потому, что их не существовало в природе.

Поскольку я коснулся темы бокс на крыше, то тут надо заметить, что толщина рейлингов у нового "дастера" увеличилась примерно вдвое, почти до 7 сантиметров. Поэтому единственный багажник на крышу, который мне удалось подобрать - это поперечины Thule Wingbar с крепежами артикула 775.

Хороший и надежный вариант, который я могу всем рекомендовать. Также можно купить аналогичный оригинальный багажник Renault (производства Thule), но с прямоугольными поперечинами - этот вариант стоит около 10 000 рублей, что чуть дешевле, чем "аэродинамичный" Thule.

Со стороны может показаться, что я уничтожил и растоптал "Дастер" в предыдущих абзацах. Но нет - все эргономические недочеты я прощаю ему за то, как он едет.

Мне не удалось протестировать младшую версию с мотором 1.6. Но 143-х сильный двухлитровый бензиновый мотор оставил самые приятные впечатления, даже в сочетании с тупой, как румынская ослица, четырехступенчатой АКПП. Однако моим фаворитом сразу стал дизельный вариант на новой 6-ти ступенчатой «ручке». Хотя по цифрам динамики он уступает двухлитровому мотору, но тяга у него лучше. Благодаря сверхкороткой первой передаче, играющей на бездорожье роль «понижайки», а также хорошо подобранному ряду передаточных чисел, этот агрегат идеально подходит для "Дастера".

Избирательность привода, впрочем, могла бы быть и получше... Однажды я на скорости около 100 км.ч. воткнул третью передачу вместо пятой. Раздался рев раненого слона, мотор заглох, высказав мне все, что обо мне думает, включив иллюминацию в виде разноцветных лампочек. После этого двигатель завелся, но у него пропала тяга. К счастью, рядом были специалисты Renault - с помощью сканера они быстро установили, что я "крутанул" дизельный мотор крепко за 6500 об/мин, на что он немного обиделся. Но после сброса ошибки автомобиль поехал, как ни в чем не бывало. Надежная железка!

На дорогах общего пользования, Duster - типичный легковой автомобиль. Он на удивление неплохо держит прямую, умеренно кренится в поворотах, но удовольствия от активной езды на нем не получаешь... до той поры, пока под колесами не начинается разбитая дорога.

Внезапно понимаешь, что валить по грунтовкам или убитому асфальту можно с той же скоростью, что и по ровному асфальту - при этом подвеска не пробивается, задняя ось не подпрыгивает на кочках в поворотах, и вообще - в автомобиле комфортно даже сидящему в кресле сзади младенцу. Там, где на рамном люксовом внедорожнике с мостом сзади нужно снизить скорость до 30 км.ч., чтобы не разбудить малыша, на «дастике» можно ехать за сотку.

По словам ребят из Renault, "шумка" на новом "Дастере" была радикально улучшена, а дверные уплотнители увеличены. Да, мотор в салоне не ревет, но переговариваться шепотом с задними пассажирами на скорости за 130 невозможно. Да и камешки, барабанящие по аркам, слышны очень хорошо.

Второе откровение явилось мне на румынском бездорожье. Настоящем бездорожье, с булыжниками, камнями и скользкими склонами. Когда я увидел, какую трассу приготовили для журналистов ребята из агентства "Авторазум", я поначалу решил, что ум за разум у них заехал. На кроссовере? Сюда? Ребята, вы в своем уме?

Но поскольку на другом конце 50-ти километрового спецучастка по Карпатским горам меня ждал горячий ужин и пузырящееся джакузи в пятизвездочном СПА-отеле, я не подал виду и смело направил свой автомобиль туда, где он должен был остаться навсегда, зависнув днищем на камнях и застряв в грязевом месиве, из которого торчали куски бревен. В конце концов, машина не моя!

И тут произошло непредвиденное. Duster оказался настоящим внедорожником. Малый вес (всего 1400 кг), короткие свесы кузова, клиренс в 21 см, непробиваемая подвеска, тяговитый двигатель, заменяющая «понижайку» сверхкороткая первая передача и хорошо настроенная система полного привода с защищенной от перегрева электромагнитной муфтой, способной полностью блокировать межосевой дифференциал на скорости до 80 километров в час – все это приблизило внедорожные свойства Duster к настоящим рамным «джипам».

Скажу честно, пару раз я насадил свой "дастик" порогами на камни, но он продолжал ехать и ехать... Удивительный автомобиль! Это не шутка и не преувеличение - на бездорожье "дастер" в своей тарелке и даст фору абсолютному большинству известных мне кроссоверов. Нельзя не отметить и цепкую АТ-резину, входящую в конвейерную комплектацию автомобиля.

В ситуации с диагональным вывешиванием электронная имитация блокировок работает отменно - машина едет в гору на двух колесах, пока не опрокинется и не упадет в овраг, на радость румынским цыганам, которые сделают из нее кибитку.

После езды по лесу в дождик, меняется и взгляд на аскетичный интерьер. Что вы говорите, мягкий пластик только на руле? Зато можно мыть салон хоть из шланга, что будет весьма уместно, если вы будете ездить в автомобиле в грязных сапогах и грязных штанах. А они точно будут грязные, особенно, у задних пассажиров, ибо расширенные задние арки и пороги собирают на своей наружной поверхности грязь в невероятных количествах. В компании о проблемах знают, и обещают найти решение - им мог бы стать увеличенный размер передних брызговиков.

Впечатленный поведением "Дастера" на плохих дорогах и вне них, по возвращению из Румынии я выпросил у представительства Renault тот самый дизельный "Дастер", на котором я ездил по Карпатам, и отправился в Латвию, намотав за две недели 4500 км.

После этого я могу совершенно уверенно заявить: на фоне адекватного поведения на дорогах, выдающихся способностей вне дорог, экономичности, а также умеренной цены, все эргономические недочеты этого автомобиля меркнут. Это автомобиль-джинсы, те самые, из конопляной парусины.

В отличие от многих других авто, новый "дастер" не подорожал ни на рубль, а это значит, что за 900 тысяч рублей вы можете приобрести вместительный и исключительно практичный полноприводный кроссовер, расходущий на сотню 6 литров дизтоплива и способный пройти там, где на паркетниках нормальные люди не ездят. На мой взгляд, это предложение, от которого невозможно отказаться.

Благодарю журнал GEO за организацию поездки в Румынию. Более подробно про эту поездку вы можете узнать в октябрьском номере журнала.

Renault Duster появился в России в самом начале 2012 года и в одночасье подмял под себя сегмент компактных кроссоверов. Покупателей не отпугивали ни дешевые материалы, ни весьма спорная эргономика, унаследовавшая многие недостатки первого Логана. В таком виде автомобиль продавался вплоть до прошлого года и нашел около 80 000 покупателей. А летом 2015-го на прилавки выкатили рестайлинговые машины . Именно такой кроссовер мы и взяли на тест.

В результате прошлогоднего обновления Duster получил новые бамперы (задний обзавелся декоративной заглушкой для буксировочного крюка), модернизированную оптику и видоизмененные рейлинги. В цветовой гамме появился цвет «хаки» (доплата за металлик составляет 15 990 рублей). В нашем такой Duster очень органично смотрелся рядом с военной техникой.

И все-таки более значимые изменения произошли в салоне - именно благодаря им в дальней дороге вопросов к Renault оказалось совсем немного. Новый руль с толстым ободом и приливами под правильный хват приятно держать в руках. Приборы от нового Логана читаются лучше и выглядят не в пример дороже старых. Есть и еще пара приятных мелочей: стеклоподъемник водительской двери получил автоматический режим, а кнопка звукового сигнала переехала с подрулевого рычажка на рулевую ступицу.

Неприятные моменты тоже присутствуют: новому сиденью хоть и увеличили длину подушки и даже усилили боковую поддержку, но поясничной опоры по-прежнему недостает. Тачскрин мультимедийной системы все еще расположен слишком низко, а климатический блок имеет отрицательный угол наклона - приходится неестественно выворачивать кисть.

В пробег мы взяли бензиновый Duster со 114-сильным мотором, отлично знакомым по другим моделям альянса (Nissan Juke, Renault Fluence) и работающий в связке с 6-ступенчатой механикой. Особых откровений не ждали, но на фоне Патриота и Шевроле Нивы динамика Renault казалась сумасшедшей. И эластичность хорошая. А еще Duster начисто «вынес» конкурентов по части шумоизоляции. Спасибо улучшенным уплотнителям лобового стекла и боковых дверей.

В общем, на асфальте равных «французу» не оказалось. Но нас ждали военный полигон Балтийска, погрузка на борт «Зубра» и десантирование в песках - поэтому с выводами решили не спешить.

Отвечая на вопросы, возникшие после публикации основной статьи и предвосхищая новые, оговорюсь сразу: мы прекрасно понимаем, что Дастер и Патриот не являются прямыми конкурентами. Отдаем себе отчет и в том, что испытываем автомобили на разных шинах. Но разве вам не интересно узнать, как абсолютно неподготовленные автомобили, в том виде, в котором их продают дилеры, проявят себя в условиях конкретного пробега? Нам - интересно.

Для начала немного цифр. Измеренный нами клиренс Дастера составил 210 мм по штатной металлической защите двигателя. Минимальное расстояние до земли в средней части кузова - 230 мм, в районе задней оси - 260 мм! Для компактного кроссовера - фантастика. Duster уверенно превосходит по этим показателям Subaru Forester, Nissan X-Trail, Toyota RAV4 и даже Land Rover Discovery Sport!

Компактный Renault справился с подъемом на борт «Зубра» по сплошной аппарели играючи. И столь же уверенно выкатился на песчаный берег, оставив между бампером и землей запас в несколько сантиметров. Перед десантированием мы на всякий случай заблокировали межосевую муфту, но вскоре поняли, что Duster великолепно чувствует себя в песках и без всяких блокировок. И это на штатных шинах Amtel Cruise 4x4!

Справляться с колеей, глубина которой местами достигала полуметра, «французу» оказалось чуть сложнее. Временами Duster вспарывал раскисшую после дождя землю губой переднего бампера, но все подобные контакты обошлись без последствий. Перегревом муфты и не пахло, хотя на ряде других автомобилей в аналогичных условиях пахнет во всех смыслах.

Duster - не самый талантливый вседорожник. Мало кто покупает его для участия в трофи-рейдах (хотя есть и такие энтузиасты), а около трети владельцев эксплуатируют машины исключительно в городе и даже не догадываются, что за пределами асфальта есть жизнь. И все-таки в сегменте компактных кроссоверов равных Дастеру совсем немного. Он далеко не идеален в абсолюте, но очень хорош, если говорить о соотношении цена/качество/универсальность.