Магнитный путевой угол. Путевые углы и способы их определения ИПМ – Исходный пункт маршрута

Как правило, показывают путевой угол . (Во избежание путаницы нужно проверять настройки для каждой конкретной модели приёмника).

Магнитный курс

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Магнитный путевой угол" в других словарях:

    Путевой угол, ПУ угол, заключённый между северным направлением меридиана в месте измерения и направлением линии пути, отсчитывается по часовой стрелке от направления на географический север. По сути показывает направление путевой скорости… … Википедия

    МПУ - магнитный путевой угол максимальный подпорный уровень машина погрузочная для угля машиный пост управления микропрограммное управление Московское политическое управление … Словарь сокращений русского языка

    Одна из задач службы управления воздушным движением эшелонирование воздушных судов Эшелонирование создание инте … Википедия

    Истинный курс угол, заключённый между северным направлением меридиана в месте измерения и направлением проекции продольной оси объекта на горизонтальную плоскость, отсчитывается по часовой стрелке от направления на географический север.… … Википедия

    ВПП 31 аэропорта Рузине, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и об … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Эшелон. Эшелон это условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов. Основное понятие в вертикальном эшелонировании.… … Википедия

    ВПП 31 аэропорта Рузыне, Прага Взлётно посадочная полоса (ВПП) часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искуственным… … Википедия

    Одна из задач службы управления водушным движением эшелонирование воздушных судов) Эшелонирование создание интервалов по высоте и расстоянию между находящимися в полёте воздушными судами с целью предотвращения опасного сближения и… … Википедия

    Всенаправленный азимутальный радиомаяк или РМА (англ. VHF Omni directional Radio Range, VOR) вид радионавигационной системы, предназначенной для определения положения воздушного судна. Станция VOR передает в эфир позывные станции (азбукой Морзе и … Википедия

Выбор системы отсчета путевых углов полета и курса самолета обусловливается эксплуатационными данными самолета и его навигационным оборудованием.

Условия использования курсовых приборов на самолете можно разделить на три группы:

1. Полеты с небольшими пределами изменения магнитных широт на самолетах, оборудованных магнитными или гиромагнитными компасами.

2. Полеты со значительными изменениями магнитных широт на самолетах, оборудованных магнитными компасами, гирополукомпа- сами или курсовыми системами средней точности, без автоматического измерения угла сноса, путевой скорости и счисления пути.

3. Полеты на любые расстояния на самолетах, оборудованных точными курсовыми системами и приборами для автоматического измерения угла сноса, путевой скорости и счисления пути.

Для первой группы условий выбирают магнитную локсодромическую систему отсчета путевых углов полета и курса самолета. При этом длину каждого локсодромического отрезка пути берут такой, чтобы магнитный путевой угол в его начальной точке отличался от путевого угла конечной точки не более чем на 2° при длине отрезка до 300 км, т. е.

В этом случае средний магнитный путевой угол отрезка отличается от крайних не более чем на 1°, а максимальное отклонение локсодромической линии пути от ортодромической не превышает величины т. е. локсодромическая линия совпадает с ортодромической.

Если начальный и конечный путевые углы отрезка отличаются менее чем на 2°, то длина локсодромического отрезка пути может быть увеличена при полетах в меридиальном направлении или в любом направлении в экваториальных широтах при малых изменениях Дм.

Магнитный локсодромический путевой угол в практике самолетовождения обычно называют магнитным путевым углом (МПУ).

МПУ измеряют относительно магнитного меридиана средней точки отрезка пути:

Для второй группы условий выбирают ортодромическую систему отсчета путевых углов полета и курсов самолета относительно опорных меридианов или начальных меридианов отрезков пути. В этом случае ортодромический путевой угол полета (ОПУ) считается равным истинному путевому углу отрезка пути в его начальной точке или в точке пересечения продолжения отрезка с опорным меридианом.

При пролете опорных меридианов или начальных точек отрезков пути гирополукомпас или курсовая система выставляется по показаниям истинного курса самолета. Например, курсовая система переводится в режим МК с установкой (на шкале склонений) магнитного склонения в точке МС или в режим астрономической коррекции. После согласования (отработки истинного курса) система переводится в режим ГПК.

Если необходимо проверить точность показаний ортодромического

Если эти условия не выполняются, то в показания ОК. вводится поправка, выравнивающая левую часть уравнения с правой.

Учет девиации магнитного компаса для третьей группы условий ведется по правилам, принятым для второй группы.

Учитывая высокую точность курсовых приборов как для третьей, так и для второй групп в зависимости от конкретных условий полета возможно применение ортодромического отсчета путевых углов от магнитных опорных меридианов.

Магнитным курсом (МК) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Истинным курсом (ИК) называется угол, заключенный между северным направлением истинного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Компасным курсом (КК) называется угол, заключенный между северным направлением компасного меридиана, проходящего через самолет, и продольной осью самолета.

Линия заданного пути (ЛЗП) - прямая между соседними точками маршрута.

Заданным путевым углом (ЗПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, и линией заданного пути.

Угол сноса (УС) - угол, заключенный между продольной осью самолета, и линией пути.

Азимутом (А) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через данную точку, и направлением на наблюдаемый ориентир.

Магнитным пеленгом радиостанции (МПР) называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана, и направлением на радиостанцию.

Курсовой угол радиостанции (КУР) называется угол, заключенный между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию. КУР отсчитывается от продольной оси самолета до направления на радиостанцию по ходу часовой стрелки от 0 до 360°.

КУРС - 288 гр.

КУР - 40 гр.

МПР - 328 гр.

АЗИМУТ - 148 гр.

Магнитный курс взлета и посадки аэродрома Чугуев равен 345(165) градусам. Чтобы узнать истинный курс нужно узнать сумму МК и магнитного склонения для данной местности(+8градусов). Т.е.ИК=345+8=353градуса.

Маршрут представляет собой путь из исходного пункта маршрута (ИПМ) в конечный пункт маршрута (КПМ) . Маршрут как правило включает несколько поворотных пунктов (ППМ) . Прямая между соседними точками маршрута называется линией заданного пути(ЛЗП).

Итак самолет находится в ИПМ и нам нужно знать куда следовать дальше. Направление движения определяется заданным путевым углом. Однако, при наличии боковой составляющей ветра, самолет будет сносить с линии заданного пути, и для сохранения ЛЗП нужно вносить поправку на ветер. Эта поправка называется угол сноса.

Итак как провести самолет от одного до другого пункта маршрута разобрались.

Выдерживаем заданную скорость, высоту и ЗПУ и будет нам счастье аж до следующего ППМ. Но вот как определить что мы подходим к этому самому следующему ППМ?

Существует несколько способов определить местоположение самолета:

1. Визуально, по наземным ориентирам. Но, если ориентир будет скрыт облачностью, либо самолет отклониться от ЛЗП на расстояние, с которого ориентиры будут неразличимы, мы рискуем потеряться. Поэтому визуальные ориентиры служат больше для подтверждения правильности выдерживания нашего маршрута, чем как основной способ навигации.

2. По географическим координатам (широта-долгота) можно точно указать местонахождение самолета, но для определения местоположения самолета по географическим координатам требуется специальное оборудование, которое имеется далеко не на всех самолетах.

3. По азимуту и дальности до маяка (радиостанции) можно с достаточной точностью определить свое местонахождение на маршруте. Для этого достаточно чтобы самолет был оснащен дальномерным оборудованием и радиокомпасом. Настроив радионавигационное оборудование на РСБН, мы сможем контролировать правильность выдерживание маршрута на протяжении всего полета по заранее известным значениям азимута и дальности в контрольных точках.

Например: в контрольной точке №Х расчетная Д=55 А=70. Фактически имеем Д=58 А=70. Значит мы идем на 3 км восточнее ЛЗП, и нужно взять соответствующую поправку. Либо, в той же ситуации, имеем Д=55 А=90. Следовательно мы отклонились южнее маршрута и нужно исправлять ситуацию.

Цель этого упражнения состоит в том, чтобы летчик научился определять и выдерживать свое местоположение по дальности и азимуту, четко представлял в какую сторону и насколько он отклонился от маршрута (границ пилотажной зоны).

Выдерживание местоположения в пилотажной зоне с использованием РТС.

Использование наземных визуальных ориентиров для определения своего местоположения удобно до определенного предела. Например, ориентируясь по Печенежскому водохранилищу, вы можете достаточно точно определить направление на аэродром, но определить границы пилотажной зоны с достаточной точностью визуально вам вряд-ли удастся. Удерживать свое местоположение в пределах пилотажной зоны используя дальность и азимут до РСБН достаточно просто.
На полетной карте у вас указаны дальности и азимуты границ пилотажной зоны. Выполняя задание летчик должен представлять свое местоположение относительно границ зоны, и соответствующим образом строить следующий маневр.

ВВЕДЕНИЕ

Аэронавигация в МСФС начала волновать меня после первого запуска леталки…вру, после второго, когда отошел от первого.…Ну, не суть. Короче, для правильных полетов нужны знания, правильные знания.

Одной из самых главных проблем в МСФС – невозможность реализации многих «жизненных моментов». Поэтому, лекции немного (а где-то и много) упрощены.

ОСНОВЫ ОСНОВ….

Для начала хотелось бы ввести вас в курс дела. Вот несколько определений, кстати, очень важных. В принципе, их можно было бы и пропустить, да вот услышав пару анекдотов на тему траектории (см ниже) решил напечатать.

- На построении у тира (армия). Прапор объясняет солдатам АК-47:

- Это приклад, это спусковой крючок, это дуло. Пуля летит по невидимой траектории. Вопросы.

- (СОЛДАТ) А что такое невидимая траектория???

-Ещё раз объясняю. Это приклад, это спусковой крючок, это дуло. Пуля летит по невидимой траектории. Вопросы .

- А так что такое невидимая траектория???

- Я ещё раз объясняю. Это приклад, это спусковой крючок, это дуло. Пуля летит по невидимой траектории. Вопросы.

- Товарищ прапорщик,так что такое невидимая траектория???

- Ну, если комар будет мочиться, то траектория в 10 раз тоньше!

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЕСТО САМОЛЕТА (ПМС) – это точка в пространстве, в которой в данный момент времени находится центр масс ВС (Воздушного судна – дальше ВС)

МЕСТО САМОЛЕТА – это проекция ПМС на земную поверхность.

ЛИНИЯ ПУТИ – это проекция траектории полета на земную поверхность. Различают линию заданного пути ЛЗП и линию фактического пути ЛФП. ЛЗП – линия, вдоль которой должен перемещаться самолет, а ЛФП – линия, по которой самолет фактически перемещается или перемещался. Из этого ясно, что ЛФП должно совпадать с ЛЗП.

МАРШРУТ ПОЛЕТА – это одна или несколько ЛЗП, проходящих через навигационные точки (ориентиры, радиомаяки).

Маршрут задается Путевым Углом (ПУ) и ортодромическим расстоянием между поворотными пунктами маршрута (ППМ).


ПУТЕВОЙ УГОЛ (ПУ) – угол, заключенный между направлением, выбранным за начало отсчета, и линией пути.

МЕРИДИАН (условно) – направление, от которого отсчитывается ПУ.

ПУ отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.

Различают ЗПУ и ФПУ (Заданный путевой угол и фактический путевой угол – как с линией пути!)

ОРТОДРОМИЯ – дуга большого круга, проходящая через 2 – е заданные точки, лежащие на земной поверхности, и лежащая в плоскости, проходящей через центр земного шара. – Крутое определение? Для простоты – ортодромия – кратчайшее расстояние между 2-мя точками. Причем,это не прямая линия. Это дуга, или точнее – её часть. К примеру, все меридианы – ортодромические линии. Экватор – ортодромическая линия. Если измеряемое расстояние не больше 800 км, то ортодромию считают прямой линией для простоты и измеряютна карте. Если расстояние больше, то применяют формулы вычисления на эллипсоиде или сфере (геометрические тела такие). Ну, это уже лишнее…Формулы круты и трехэтажны. Пока, мы не будем их рассматривать. А может – и вообще не будем (трудно представить себе симмера, считающего по таким формулам!)

ИПМ – Исходный пункт маршрута

КПМ – Конечный пункт маршрута

СЛЕГКА ПО КРУЧЕ. НАПРАВЛЕНИЯ …

В зависимости от того, где располагается меридиан, различают:

ПУ начальный

ПУ средний

ПУ конечный

В авиации используют в основном ПУ начальный.

В качестве меридианов, относительно которых измеряют ПУ, принято несколько:

ИСТИННЫЙ(географический) – изображен на картах, глобусе. Направление на географический полюс земли.

МАГНИТНЫЙ – направление на магнитный полюс земли.

ОПОРНЫЙ – любое удобное направление.

ПОЯСНЕНИЯ:

Как известно, Земля – магнит. Именно это свойство обуславливает наличие магнитных меридианов. К сожалению, а может к счастью – магнитные и географические полюса не совпадают. Более того, они совершенно противоположны!!! На самом деле, сточки зрения физики, север – юг, а юг – север. Стрелкаповорачивается за счет магнитных силовых линий. А, следовательно, север указывает на юг. Это школьный курс физики, друзья! (Можете в книге прочитать) Просто получилось так, что сначала распределили направления, а потом выяснили – распределили неправильно. Для простоты, что бы не перетасовывать привычные представления о направлениях, приняли все так, как есть на данный момент. Север – север, юг-юг. Надо иметь ввиду, что обычный компас указывает МАГНИТНОЕ направление.

Опорный меридиан мы рассмотрим попозже, когда вплотную будем знакомиться с ортодромией, гироПОЛУкомпасами, и т.д.

В зависимости от выбранного меридиана, различают магнитный ПУ (МПУ), истинный ПУ (ИПУ), ортодромический ПУ (ОПУ – от опорного меридиана).

Они в свою очередь разделяются на фактические и заданные (ЗПУ и ФПУ; ЗМПУ, ФМПУ; ФИПУ, ЗИПУ; ОФПУ; ОЗПУ). Естественно, заданный – это необходимый, фактический – текущий. Следовательно, нужно, чтобы ЗПУ и ФПУ совпадали!

НЕКОТОРЫЕ УСЛОВНОСТИ и ПОПРАВКИ:

См – северное направление магнитного меридиана.

Си – северное направление истинного меридиана

Со – северное направление опорного меридиана

В навигационных картах указывают ЗМПУ начальное, т.е. отсчитанное от См, проходящего через ППМ.

D А – азимутальная поправка – угол, заключенный между Со и Си.

D М – магнитное склонение – угол, заключенный между Си и См. Возникает из-за несовпадения географических и магнитных полюсов. Магнитные склонения определяют с помощью специальных приборов.

D Му- условное магнитное склонение, угол, заключенный между Со и См.

Все эти поправки считаются от -180 до +180 градусов, от северного направления соответствующего меридиана – влево со знаком минус, вправо – со знаком плюс. При этом перед числовым значением поправкиОБЯЗАТЕЛЬНО ставят знак – или +.

Линии равных магнитных склонений, нанесенные на карты, называют ИЗОГОНЫ.

ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ ПЕРЕСЧЕТА УГЛОВ:


D Му=D А+D М

ИПУ=МПУ+D М

ИПУ=ОПУ-D А

МПУ=ИПУ-D М

МПУ=ОПУ-D Му

ОПУ=МПУ+D Му

ОПУ=ИПУ+D А

Единственное, здесь нет КК – компасного курса – о нем позже.

ПРАКТИКА

ЗАДАЧА№1

МПУ=180

ИПУ=186

D М-?

Решим вместе.

Итак, МПУ=ИПУ-D М

Применяя правила переноса, из математики, имеем:

D М=ИПУ-МПУ

Подставляя значения в конечную формулу, получаем D М= - 4

ОТВЕТ: D М= - 4.

ЗАДАЧА №2

ОПУ=67

D Му= + 4

D А= - 5

МПУ-?

ИПУ-?

Сначала, получим D М:

D Му. = D А + D М

соответственно,

D М = D Му - D А

Получаем D М= +9

Затем, МПУ.

МПУ=ОПУ - D Му

МПУ=63

ИПУ можно найти двумя методами.

ИПУ=МПУ+D М

ИПУ=ОПУ - D А

Возьмите наиболее удобный метод.

ИПУ=72

ОТВЕТ:

ИПУ=72

МПУ=63

Для лучшего запоминания формул пересчета углов выдумывайте задачи различной сложности сами. Это не трудно. Ещё можно периодически повторять их про себя. Короче, систематические упражнения. Эти формулы являются одними из самых основных!

КУРСЫ

КУРС – это угол в горизонтальной плоскости, заключенный между северным направлением меридиана, который проходит через ВС, принятого за начало отсчета и проекцией продольной оси самолета на горизонтальную плоскость. Тоже крутое определение.

Отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360 градусов.

В зависимости от выбранного меридиана, различают:

ИК – истинный курс

МК – магнитный курс

ОК – ортодромический курс

Курс можно менять креном ВС. Ну, что такое крен, думаю объяснять не надо!;-)

Формулы пересчета выглядят так же, как у углов. Только нет фактических и заданных курсов.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

И так, в первой лекции мы рассмотрели основные пространственные определения, углы, курсы, их пересчет. Решили парочку задач.

Все вопросы, возникшие у вас входе изучения материала (а они у вас появились, наверняка) направляйте мне на мыло.

В следующей лекции мы рассмотрим системы координат и элементы горизонтального маневрирования!

Приятных расчетов!

Мыло: A .Zaharov @Rambler .ru

»
Высотой полета Н называется расстояние по вертикали от самолета до уровня, принятого за начало отсчета. Высота из­меряется в метрах. Знание высоты полета необходимо экипажу для выдерживания заданного профиля полета и предотвращения столкновения самолета с земной поверхностью и искусственными препятствиями, а также для решения некоторых навигационных задач. В самолетовождении в зависимости от уровн...

»
Для тех, кто не имеет возможности построить модель из пенопласта, предлагаем из­готовить электролет наборной конструкции (рис. 46). Основной материал для крыла — бамбук. Из него де­лают кромки, нервюры и законцовки: для кромок — сечением 2x1,5 мм, для дру­гих частей—1x1 мм. Лон­жерон выстрагивают из сос­новой рейки сечением 1,5Х1,5 мм. Все соединения выполняют с помощью ниток...

»
По своему назначению карты, применяемые в гражданской - авиации, делятся: на полетные, применяемые для самолетовождения по трас­сам и маршрутам в районе полетов; на бортовые, применяемые в полете для определения места самолета при помощи использования радиотехнических и астроно­мических средств; на специальные (карты магнитных склонений, часовых поясов, бортовые карты неба, карты для определения м...

»
При использовании УКВ радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются в телефонном режиме обратные пеленги (ОП) словами: «Дайте обратный пеленг».При использовании KB радиопеленгаторов для контроля пути по направлению запрашиваются пеленги в телеграфном режиме кодовым выражением ЩДМ, которое означает: «Сообщите магнит­ный курс, с которым я должен направиться к вам при отсутст­вии в...

»
Формулы теории Глауэрта - Локка выведены для ротора, имеющего любое число лопастей. Каждая лопасть прикреплена к втулке горизонтальным шарниром, позволяющим ей производить взмахи в плоскости, проходящей через продольную ось лопасти и ось ротора. Вертикальный шарнир крепления лопасти, позволяющий ей колебаться в плоскости вращения, не принимается во внимание при рассмотрении движения лопасти. Хорда...

»
Изготовление тепловых воз­душных шаров (монгольфье­ров)— увлекательное занятие в пионерском лагере. А запуски бумажных аэростатов украсят любой праздник или игру «Зар­ница». Работа над воздушным шаром посильна ребятам 9—10 лет, материал для его построй­ки — папиросная бумага. Еще понадобятся клей,нитки, каран­даш, линейка и ножницы. Постройка шара-монгольфье­ра. Работу начинают с...

»
Цель дан­ной игры — достижение наи­большей дальности полета. Перед началом надо огово­рить, сколько раз каждый участник будет запускать свою модель, иными словами, сколь­ко будет зачетных полетов (обычно — три). А перед ни­ми надо дать возможность совершить один-два трениро­вочных (пристрелочных) за­пуска. Очередность выхода на старт обычно определяют же­ребьевкой.

»
Эти режимы предназначены для обзора земной поверхности, пе­риодического определения места самолета, определения начала снижения с эшелона и для выполнения маневра захода на по­садку.

»
Для определения девиации компаса необходимо знать, каков магнитный курс самолета, и сравнить его значение с компасным курсом, так как Δк = МК - КК. Самолет устанавливается на заданный МК: 1) пеленгованием продольной оси самолета; 2) по магнитному пеленгу ориентира.

»
Выше было сказано, что несущий винт-ротор при движении автожира свободно вращается - авторотирует. Состояние устойчивой авторотации несущего винта является абсолютно необходимым условием при всех возможных летных режимах автожира, потому что необходимая подъемная сила развивается только на авторотирующем винте. Кроме того, лопасти ротора, при наличии шарнирного крепления к втулке, могли при отсутс...

»
Радиотехническая система ближней навигации РСБН-2 пред­назначена для обеспечения самолетовождения, захода на посадку в сложных метеоусловиях, контроля и управления движением са­молетов с земли. Появление этой системы явилось большим дости­жением на пути автоматизации полета, обеспечения высокой точ­ности самолетовождения и безопасности полетов.

»
Кодовые выражения ЩГЕ и ЩТФ используются при запросе места самолета у радиопеленгаторного узла или радиопеленгатора, работающего совместно с наземным радиолокатором. ЩГЕ (в телеграфном режиме) .означает: «Сообщите истинный пеленг самолета (ИПС) и расстояние (S) от радиопеленгатора до самолета». Для получения МС штурман прокладывает на борто­вой карте от радиопеленгатора ИПС, а на линии пеленга &md ...

»
Модель ракеты «Родник» (рис. 60) разработана в пио­нерском лагере с таким же на­званием для сброса вымпелов и листовок на праздниках. Корпус склеивают на оправке диаметром 70 мм из трех слоев бумаги. В донной части закрепляют обойму из пенопласта под двигатель МРД 20-10-4. Если же пред­полагается применение других МРД, то лучше вклеить ста­кан для сменных моторных отсеков, в которые устанавли­вают...

»
Опыт использования РСБН-2 показывает, что достаточно пол­ная реализация возможностей этой системы прежде всего зави­сит от заблаговременной подготовки данных для ее применения и оперативностиработы экипажа в полете, поэтому экипажи са­молетов, на которых установлена аппаратура РСБН-2, обязаны в период предварительной подготовки к полету подготовить по всем участкам трассы необходим...

»
Визуальная ориентировка ведется по земным ориентирам. Ори­ентирами называются все объекты на земной поверхности или отдельные ее характерные участки, выделяющиеся на общем лан­дшафте местности, изображенные на карте и видимые с самолета. Они могут использоваться для определения места самолета. Ориентиры подразделяются на линейные, площадные и то­чечные.

»
Навигационная линейка НЛ-10М является счетным инструмен­том пилота и штурмана и предназначена для выполнения необхо­димых расчетов при подготовке к полету и в полете. Она устроена по принципу обычной счетной логарифмической линейки и позволяет заменить сложные математические действия над числами (умножение и деление) более простыми действиями — сложением и вычитанием отрезков шкал, выражающи...

»
Воздушный змей сегодня не­редко воспринимается только как игрушка для детского раз­влечения. Но мало кто знает, что он имеет давнюю и интерес­ную историю. Первые воздушные змеи по­явились около четырех тысяч лет назад. Родина их — Китай. Самой распространенной была форма змея-дракона, что, воз­можно, и определило название «воздушный змей». Современ­ные воздушные змеи совершен­но не напоминаю...

»
Дневные срочные вылеты с аэродромов, не оборудованных для ночных полетов, разрешается начинать за 30 мин до восхода Солн­ца и заканчивать полет за 30 мин до наступления темноты в рав­нинной и холмистой местности и не позднее захода Солнца в гор­ной местности. В районах севернее широты 60° полеты разрешается заканчивать за 30 мин до наступления темноты.

»
Ромбический коробчатый змей (рис. 6) выполнен по схеме Потера. От предыдущего он отличается большими размера­ми (длина 1,6 м, ширина 2 м) и более сложной конструкцией, Для увеличения подъемной си­лы змей-великан (назовем его так) снабжен открылками, что придает сходство с первыми са­молетами. Каркас змея делают из сос­новых реек сечением 15Х 15 мм. Подойдут также бамбуковые палки, дюралюминиевые т...

»
Воздушные массы постоянно движутся относительно земной поверхности в горизонтальном и вертикальном направлениях. Го­ризонтальное движение воздушных масс называется ветром. Ве­тер характеризуется скоростью и направлением. Они изменяют­ся с течением времени, с переменой места и с изменением высоты. С увеличением высоты в большинстве случаев скорость вет­ра увеличивается, а направление изменяется. На...

»
Итогом работы авиакружка за одну смену обычно является выс­тавка технического творчества или праздник малой авиации. Если в пионерском лагере несколько технических круж­ков, то устраивают общела­герную выставку. Праздник малой авиа­ции — своеобразный отчет авиамоделистов пионерского лагеря. В программу его про­ведения включают запуски зре­лищно интересных моделей. Вот как проходит такой праз...

»
Полет на радиостанцию заканчивается определением момента ее пролета. Как правило, этот момент необходимо ожидать. О приближении самолета к радиостанции можно су­дить по следующим призна­кам: а) истекает расчетное время прибытия на РНТ; б) увеличивается чувст­вительность радиокомпаса, что сопровождается откло­нением стрелки индикатора настройки вправо.

»
Из пяти категорий авиа­ционных моделей наиболее рас­пространенной можно при­знать категорию кордовых мо­делей. Кордовая модель — мо­дель летательного аппарата, летающая по кругу и управ­ляемая при помощи нерастягиваемых нитей или тросов (корд). Пилот, находящийся на земле, воздействуя на ор­ганы управления модели (ру­ли высоты) посредством корд, может заставить ее лететь горизонтально или вы...

»
В пионерском лагере из-за непродолжительной ра­боты кружка важное значение приобретает организация и со­держание каждого занятия. Вопросы методики проведе­ния занятий, их организацион­ная четкость во многом опре­деляются опытом руководи­теля. Большую часть руководи­телей кружков в пионерских лагерях составляют энтузи­асты технического творчества, слабым местом которых явля­ется недостаточное знани...

»
Резиномоторная модель са­молета класса В-1 (рис. 31) может рассматриваться как шаг к спортивному совер­шенствованию в категории сво-боднолетающих моделей.

»
Для выполнения аэродинамического расчета автожира необходимо вычислить поляру всего автожира. Почти все существующие автожиры помимо основной несущей поверхности - ротора - имеют еще небольшое неподвижное крыло, расположенное под ротором. Поэтому прежде всего в нашу задачу должно войти определение поляры комбинированной несущей поверхности, состоящей из ротора и крыла; очевидно, что, имея такую по...

»
В практике авиамоделизма наибольшее распространение получили вертолеты одновин­товой схемы. Простейшая мо­дель вертолетов лишь по прин­ципу полета напоминает про­тотип, будет вернее ее назвать «летающим винтом». А среди авиамоделистов за таким вин­том укрепилось название «муха». Простейший вертолет — «муха» (рис. 51) состоит из двух деталей — воздушного винта и стержня.

»
Средний крутящий момент ротора равен:

»
Конструктивно различают мягкие, полужесткие и жесткие дирижабли. У мягких дирижаб­лей кабина и двигатель крепят­ся на стропах к оболочке из газонепроницаемой ткани. У по­лужестких — оболочка из ткани, а гондола и моторы закреплены на килевой металлической ферме. Жесткие дирижабл имеют, каркас из шпангоутов и стрингеров, обтянутых легко и прочной тканью. Силовая ус­тановка жесткого...

»
Плавность в работе ротора на всех полетных режимах автожира является необходимым требованием, так как неровности и тряска, передаваясь на остальные части машины, будут влиять на прочность конструкции, регулировку ротора и других деталей. За неимением достаточного эксплуатационного опыта придется пока ограничиться предварительными соображениями об условиях плавной работы ротора. Во-первых, ротор до...