Как ухаживать за простым велосипедом. Уход за велосипедом – залог безопасной езды

Уберите с руля аксессуары. Это может быть фонарик, гудок и т.д. Если у вас тормоза V-brake, высвободите тормозные тросы. Начните с переднего тормоза, прижмите колодки к ободу, чтобы ослабить натяжение троса. Затем освободите трос, высунув его через верх, и повторите ту же процедуру с задним тормозом.

Переверните велосипед колесами вверх. Чтобы не поцарапать грипсы и седло, постелите на земле старое полотенце или тряпку (или раскошельтесь на пару сотен и приобретите специальную подставку). Находясь с одной стороны велосипеда, возьмитесь за раму с другой его стороны - одной рукой за нижнюю часть рамы, а другой - за ту часть рамы, в которую входит подседельный штырь. Затем поднимите велосипед и переверните его.

  • Другой вариант: подвесьте велосипед за седло. Чтобы защитить нижнюю часть седла, подложите ветку или подставьте стропило. Когда велосипед подвешен правой стороной вверх, цепь находится в особом положении, под действием силы тяжести.
  • Еще один вариант: повесьте его. Повесьте велосипед за балконом, обмотав веревкой руль, а затем привязав ее к балкону и к сиденью.
  • Снимите колеса. Откройте рычаг эксцентрикового зажима на передней втулке и высвободите колесо. Снимите заднее колесо - откройте рычаг эксцентрикового зажима и, приподняв колесо, высвободите заднюю часть кассеты из переключателя скоростей (часть с двумя зубцами).

  • Почистите систему привода. С помощью щеточки и мыльной воды очистите задний переключатель, прочищая щеткой все движущиеся части.

    • Держа над задним переключателем мокрую мыльную тряпку, прокрутите педали, чтобы переместить цепь и хорошо промыть ее.
    • С помощью щетки и большого количества воды, вымойте переднюю звездочку (к которой прикреплены педали). Затем протрите сухой тряпкой.
    • Мокрой тряпкой протрите педали и шатуны.
    • Наконец, очистите переднюю зубчатую передачу, доставая тряпкой до всех движущихся частей, чтобы тщательно их помыть.
  • Вымойте низ. Начните с мытья передней вилки, протирая ее тряпкой, смоченной мыльной водой, а затем сухой тканью. Таким же образом, вымойте центральную и заднюю часть рамы.

    • Помойте руль мыльной тряпкой, обращая особое внимание на тормозные ручки и манетки переключателей.
    • Влажной тряпкой вымойте рулевую колонку и вынос, в том числе места, над которыми проходят тормозные тросы и тросы переключения.
    • В конце помойте нижнюю часть сиденья.
  • Вымойте и перемонтируйте колеса. Возьмите мокрую тряпку и начните с очистки оправы переднего колеса. Промойте спицы и очистите втулку. Если у вас дисковые тормоза, воспользуйтесь обезжиривающим средством.

    • Поставьте переднее колесо обратно, зажав его эксцентриком не слишком сильно и не слишком слабо. После этого на вашей ладони останется на несколько секунд след от эксцентрика. Если вам нужно отрегулировать силу зажима колеса, открутите или подкрутите гайку эксцентрика, находящуюся напротив рычага.
    • Возьмите заднее колесо и очистите обода, спицы, втулку и диски, если они у вас есть, так же, как вы это делали с передним колесом.
    • Тщательно очистите кассету на заднем колесе. Обратным концом щетки удалите камни, застрявшие между зубцами, а затем почистите щеткой сами зубцы, не жалея при этом мыльной воды. Это позволит удалить прикипевшую смазку и грязь.
    • Поставьте обратно заднее колесо, осторожно установив задний переключатель на кассету. Зажмите эксцентрик.
  • Проверьте колеса. Прокрутите каждое колесо, убедившись, что оно вращается свободно и правильно. Во время вращения колеса, проверьте пальцами, не деформировался ли обод.

    • Если у вас стоят дисковые тормоза, также проверьте обе стороны дисков на наличие люфта. Не прикасайтесь к дискам.
    • Если у вас тормоза V-brake, также проверьте, не касается ли обод при вращении тормозных колодок.
    • Также проверьте натяжение спиц. Если какая-нибудь спица натянута слабо, подкрутите ее.
    • Пока велосипед перевернут вверх колесами, проверьте давление в шинах. Если вы обнаружили повреждение, замените шину перед следующей поездкой.
  • Проверьте систему привода. Прокрутите педали, и проверьте, свободно ли они крутятся, и нет ли скрипа от стертых подшипников. Если обнаружите скрип, замените подшипники.

    • Прокрутите всю систему (на которой держатся педали и цепь) и послушайте, не издает ли она скрипа. Если издает, необходим ремонт.
    • Проверьте переднюю кассету. Крутите педаль и переключайте передачи вверх-вниз. Возможно, переключатель касается цепи, что вызывает трение. В таком случае, отрегулируйте переключатель. Точно так же проверьте и задний переключатель.
  • Вымойте верхнюю часть велосипеда. Поставьте велосипед обратно на колеса и обоприте его о стену.

    • Мыльной тряпкой вымойте грипсы. Хорошо вымойте места вокруг манеток и тормозных ручек. Вымойте верхнюю часть вилки на переднем колесе и, если у вас есть передние амортизаторы, также хорошо их протрите.
    • Перемещаясь к центру, вымойте нижнюю и верхнюю трубу рамы.
    • Откройте зажим и высуньте седло. Вытрите подседельный штырь и установите седло обратно. Закройте зажим и протрите седло сверху.
    • Наконец, помойте подседельные стойки (две трубки, которые соединяют седло с подседельным штырем) и место вокруг каретки.
  • Проверьте тормоза. Проверьте передний тормоз, нажав на него и пытаясь сдвинуть велосипед с места. Переднее колесо при этом не должно сдвинуться, а заднее оторвется от земли. В противном случае тормоза следует подрегулировать.

    • Таким же образом проверьте задний тормоз. При этом заднее колесо не должно прокручиваться, когда вы толкаете велосипед вперед. Если оно прокручивается, отрегулируйте задний тормоз.
    • Проверьте тормозные ручки. Тормоза должны срабатывать при нажатии на ручки на одну треть. При полном нажатии ручки не должны касаться руля. Если это не так, отрегулируйте тормозную систему.
    • Если у вас дисковые тормоза, проверьте их исправность, став напротив велосипеда и посмотрев вовнутрь калипера (клещевой тормоз, находящийся непосредственно над тормозным диском). Нажмите на тормоз, и проверьте, обхватывают ли обе колодки диск одинаково - если нет, с тормозом проблема. Проделайте то же самое с задним тормозом, став так, чтобы было видно внутреннюю часть калипера.
    • Если у вас тормоза V-brake, проверьте, не износились ли колодки. На них не должно быть графитового нароста, а протекторы должны быть глубокими. В противном случае колодки следует заменить.
    • Также проверьте тросы на наличие повреждений. Осмотрите тросы, начиная с тормозных ручек и заканчивая местом их соединения с калиперами. Если вы обнаружите какие - нибудь повреждения, замените трос.
  • Как оказалось, не все знают, как ухаживать велосипедом для того, чтобы сохранить его в отличном рабочем состоянии на протяжении всего сезона, а также продлить его жизнь как можно дольше. А у нас, спортсменов, отношение к велосипеду трепетное, и мы знаем к чему приводит несвоевременный и неправильный уход за ним. Последствия, увы, дорогие по времени и деньгам

    Итак. Как ухаживать за велосипедом? Велосипед - это чувствительное оборудование, которое нуждается в грамотном и своевременном обслуживании, а не от случая к случаю. Это наш «боевой конь» и верный друг.

    Основные и необходимые правила: 1. Сервисное обслуживание Велосипед, как и автомобиль, нуждается в сервисном обслуживании. В отличии от автомобиля, у велосипеда вся ходовая часть не защищена от пыли, грязи, воды. Поэтому велосипед нуждается в более частом обслуживании. Не каждый спортсмен знает, что износ цепи приводит к износу шестеренок, в связи с чем цепь надо менять периодически. У автомобиля есть свои нормы пробега для ТО, а также «мозги», которые подсказывают нам индикацией на приборной панели о необходимости сервисного обслуживания и ремонта. В велосипеде данных опций нет, все на нашей с вами ответственности. Иногда даже малейшие деформации (при транспортировке, падении на тренировке и других движениях) могут привести к серьезным поломкам, если вовремя их не устранить и не заметить. Поэтому при любых изменениях от обычной работы вашего велосипеда следует обратиться к профессиональному механику во избежание более серьезных поломок. Всё оборудование стоит денег. Не говоря о том, что может подвести в самый неподходящий момент. Мой совет – показывайте велосипед профессионалам. 2. Мойка велосипеда. Эта тема гораздо серьезней, чем кажется на первый взгляд. Ведь многие хотят сэкономить на мойке велосипеда и не видят разницы где и как мыть велосипед: некоторые используют автомойку или моет под давлением воды, из-за чего вымывается смазка из втулок на колесах, из каретки, рулевой колонки, что приводит к замене подшипников или переборке оборудования, что стоит существенно дороже качественной мойки велосипеда. Некоторые моют велосипеды дома в ванне. Мнение «помыть раму - это основное» ошибочно. Ведь основная задача - помыть ходовую часть велосипеда. А для этого нужен специальный дегрисант, который используют профессиональные веломастерские. А по окончании мойки велосипед необходимо протереть и смазать всю ходовую. 3. Подготовка к старту. Желательно проверить трубки (если это трубки), проверить состояние покрышек, ведь при частых тренировках вероятность повреждений покрышек увеличивается, например, микропорезы, стертости, которые могут привезти к проколу на старте. Поэтому у профессиональных гонщиков есть правило: перед основным стартом менять резину. Проверить заряд батареи, если оборудование электронное; настроить переключение передач и прочее. Ну и в целом проверить весь велосипед. Лучше, конечно, доверить это специалисту. 4. Консервирование по окончании сезона. Совет для тех, кто зимой не работает на велосипеде или делает перерыв. Я советую заменить цепь (если вы не делали этого недавно), тросики переключения передач, тросики тормозов. А также тщательно помыть, вытереть и смазать ходовую часть, хранить в сухом помещении и желательно чистом. При соблюдении этих основных правил велосипед прослужит не один сезон и не подведет вас. И поменять вы его сможете только в тот момент, когда вам захочется более новую модель. Удачи вам и прекрасных отношений с Вашим велосипедом!

    Среди велосипедистов бытует мнение, что за велосипедом нужен тщательный уход. Так ли это? Давайте проверим.

    Трансмиссия.

    Каждый из нас знает, что качественная работа трансмиссии велосипеда обеспечивает удобство, комфорт и требуемый разгон при поездке. Многие забывают что, как и в автомобиле есть некий износ компонентов: цепи, звезд, переключателей и их роликов. Для качественной работы необходимо ежедневно перед поездкой проверять наличие смазки на этих компонентах. Недостаток смазки или ее переизбыток может негативно сказаться на работе компонентов велосипеда и мало этого, на Вашей безопасности.

    Рассмотрим случаи, когда надо срочно сделать профилактику этого узла:

    Ролики цепи блестят

    При поездке Вы слышите неприятные скрипы в районе задних звезд

    Четкость переключения изменилась (особенно на передних звездах)

    Эти три случая одни из основных признаков недостаточности смазки в трансмиссии. Что делать? Как исправить? Многие новички задается этим вопросом, и лихорадочно обращаются в сервисы для устранения дефекта, платят деньги за то, что можно и нужно делать самостоятельно и регулярно.

    Итак, процедура лечения:

    · Очищаем цепь, звезды, ролики переключателя (заднего), кассету (задние звезды) от песка или засохшей грязи

    · Берем смазку (по консистенции должна быть в меру густая, но не гуще литола), лучше взять специализированную велосмазку или на крайний случай так называемую веретенку (масло для швейных машинок)

    · При помощи пипетки начинаем смазывать цепь: капаем по 1 капле на внутреннюю часть звена цепи (т.е. на сторону цепи, которая соприкасается с компонентами трансмиссии)

    · Убираем излишек смазки тряпкой

    · Даем просохнуть от 5 до 15 мин

    · Все готово - теперь Вы снова на седле и можете наслаждаться свободой передвижения на велосипеде.


    Система торможения (тормоза).

    В этой статье мы не будем обсуждать уход за «гидравлическими» тормозами, так как самостоятельно Вы не сможете обслужить и проверить работу гидравлики. Для этого действительно стоит обратиться в специализированный веломагазин для обслуживания и диагностики.

    Итак начнем….Каждый велосипедист со временем ощущает так называемое проседание ручки тормоза и все больше усилий и дистанции требуется для полной остановки. В чем же дело?

    А вот в чем - колодки со временем начинают стираться и увеличивающиеся расстояние заставляет Вас сильнее дольше нажимать на ручку тормоза велосипеда .

    Основные причины:

    · Механический износ колодок

    · Растянутый трос

    · Дефект ручки тормоза

    С растянутым тросом все просто - откручиваем болт крепления троса и сжимаем колодки. Дефект ручки все тоже самое - Вы уж точно его увидите. А что делать с колодками? Есть два решения этой проблемы:

    · Свести колодки при помощи натяжителя на ручке (алюминиевый болт обычно серебряного цвета), при откручивании Вы дотягиваете трос тормоза , тем самым сводите колодки ближе к тормозной поверхности. Ничего сверхъестественного здесь нет и это можно сделать в домашних условиях. Но это не всегда решение проблемы, так как ресурс колодок ограничен.

    · Произвести замену тормозных колодок:

    а) если это механические дисковые тормоза, то следует снять Ваши колодки (обычно для этого необходимо открутить трос тормоза чтобы развести колодки, вытащить колесо и верхними направляющими вытащить колодки из машинки) и после этого с примером (обязательно) и купить аналогичный размер. Процедура установки обратная, и кстати множество видео есть на видеохостингах по этому поводу.

    б) если это обычные ободные тормоза как их в народе называют, то достаточно просто пойти и купить аналогичные (фирма особо не важна), но размер играет большую роль, так как чем больше площадь соприкосновения, тем соответственно лучше качество торможения.

    Повторюсь, для гидравлических дисковых тормозов не делайте самостоятельно диагностики, так как для корректной замены или прокачки гидравлической жидкости необходим опыт и желательно этот процесс делать вдвоем, так как технология немного отличается от обычных тормозов.

    В редких случаях требуется более детальная диагностика и замена компонентов, но эти случае зачастую возникаю при достаточно интенсивном использовании велосипеда более опытными велосипедистами. Как я и говорил, эта статья посвящена начальной диагностике и обслуживанию для новичков и велосипедистов с небольшими пробегами в городском цикле.

    Надеюсь, статья поможет многих понять основные технические моменты, которые не так сложно сделать для большего удовольствия и срока жизни Вашего велосипеда.

    С уважением магазин велосипедов VELOlike.com

    Катайтесь с удовольствием!

    С наступлением теплого времени любители спорта готовят велосипед к использованию. Правильный уход за велосипедом - это целый комплекс мероприятий. Контролируйте состояние своего двухколесного друга и в холодное время года.

    При подготовке велосипеда к сезону проверьте узлы транспорта. Не все велосипедисты знают, как проводить диагностику. Как подготовить велосипед к летнему сезону? Как ухаживать за ним и поддерживать отличный внешний вид? Как делать мелкий ремонт и как хранить зимой? Владение этой информацией поможет продлить срок службы велосипеда.

    Подготовка велосипеда к летнему сезону

    Техническое обслуживание велосипеда своими руками - задача повышенного внимания и ответственности. В неё входят уброрка коррозии и оценка износа после длительного застоя.

    Фото 1. Подтяжка подшипников на велосипеде с помощью отвертки из ремкомплекта в мастерской

    Подготовка велосипеда после зимы подразумевает проверку элементов велосипеда:

    1. Рама. С этого элемента велосипедной конструкции начинается проверка его технического состояния. Из-за рамы с повреждениями возрастает риск полной поломки. Осмотрите раму, выясните, имеются ли трещины или вмятины. При обнаружении подобных изъянов рекомендуется обращаться за ремонтом к специалистам.
    2. Рулевая колонка. Проверьте руль на наличие дефектов и люфта в колонке. Отрегулируйте его по высоте, вылету, по отношению к переднему колесу.
    3. Колеса. Удостоверьтесь в надежности крепления колес, состояния втулок, обода, спиц. Они не должны люфтить. Проблема ненормального шума велосипедных втулок решается их очисткой, заменой масла. Исправный обод крутится без отклонений, которые снижают срок службы колеса и не дают нормально кататься. Если изъян мелкий, выпрямите диск, используя спицевой ключ. Иначе имеет смысл отнести колесо в ремонтный центр.

      Колесные спицы вы можете ослаблять и подтягивать (используется спицевой ключ). Это несложный процесс. Оценивается их состояние по звучанию, которое спицы издают. Если звук чистый, то все в порядке. При наличии глухого звучания, подтяните деталь. При наличии высокого звука - ослабьте. Необходим контроль за спицами: деталь не выдерживает чрезмерного натяжения. Нормальное состояние - спицы издают однотонное чистое звучание.

    4. Покрышки и камеры. Очистите их и осмотрите. В ходе эксплуатации на боковинах возникают миниатюрные трещины. От их количества зависит риск прокола камеры. Рекомендуется вовремя купить новые резины.

      В камерах должно быть нормальное давление. Оценить его поможет компрессор или велосипедный насос с манометром. Если таких приборов нет, оцените уровень давления на глаз. Для этого сядьте на велосипед и оцените прогиб покрышки. При нормальном давлении он не больше сантиметра.

    5. Цепь. Она обеспечивает движение, соприкасается с зубьями на звездах. Рабочий ресурс цепи зависит от стиля езды велосипедиста. При отсутствии ухода за цепью она начнет портить звезды. Деталь подержите в банке с ацетоном, хорошо промойте. Осмотрите штифты, оцените, не растянута ли цепь. Высушите и смажьте цепь силиконовой смазкой.
    6. Тормоза. Если велотормоза ободные, осмотрите колодки. Если на них не видно канавок, замените деталь.

      Уход за дисковыми тормозами велосипеда подразумевает регулировку натяжения тросиков. Это делают для того, чтобы обеспечить равномерное стирание колодок.

      Проверяя гидравлические велотормоза, удостоверьтесь в отсутствии подтеков тормозной жидкости. Утечки приводят к проблемам во время торможения. Дисковую гидравлику чините в сервисном центре.

    7. Вилка - устройство для амортизатизации. Проведите основательную чистку детали: грязь вызывает повреждения, которые приводят к поломке механизма.

      Механизм вилки смаазывайте маслом для исправной работы. Поменяйте пружины, если они потеряли свои свойства. При использовании воздушной вилки подкачайте её насосом.

    8. Переключатель скоростей. Проверьте способность прибора с помощью прокручивания заднего колеса и непосредственного переключения скоростей. При наличии любых проблем рекомендуется отнести велосипед к специалистам.
    9. Седло. Отрегулируйте его положение горизонтали, по высоте и наклону.

    Фото 2. Подтяжка колесных спиц необходима для комфортной езды и продления срока эксплуатации

    Уход за велосипедом после зимы избавит от необходимого ремонта транспорта. Это позволит сократить расходы по эксплуатации.

    Фото 3. Велосипедная цепь KMC Z51 с пониженным шумом при эксплуатации для 7-скоростных трансмиссий

    Ежедневная проверка и обслуживание велосипеда

    Для безопасности диагностику своего транспорта проводите регулярно.

    Фото 4. Амортизация японской марки Shimano служит долго при условии бережной эксплуатации

    1. Уход за цепью велосипеда подразумевает смазку цепи. Стачивание зубьев звезды происходит из-за трения с сухой цепью. Она влияет на детали трансмиссии колесного транспорта. Если при прокручивании педалей возникает писклявый звук - цепь сухая.

      Смазывайте цепь специальным раствором, который учитывает особенности климата в регионе. Чтобы избежать попадания жидкости на тормозные колодки, не рекомендуется использовать аэрозоли.

    2. Давление в шинах. Спущенные колеса ведут к повреждениям. Проверяйте уровень давления нажатием большого пальца руки. Если нажимается с трудом, то все в порядке. Накачивайте камеру насосом с манометром, который показывает значение давления.

      При наличии прокола поменяйте камеру. Также важно понять причину. Острый предмет, который остался в покрышке, снова спустит колесо.

      Перекачивать камеру также нельзя - резина при использовании лопнет.

    3. Проверка тормозов необходима для безопасности велосипедиста. Из-за неисправности тормозов с людьми происходят несчастные случаи.

      Для проверки 2-3 раза сожмите тормозную ручку, двигаясь на небольшой скорости. Разгонитесь и постепенно притормаживайте. При наличии проблемы подтяните тормозной тросик. При серьезной поломке обратитесь к специалисту за ремонтом.

    4. Настройка седла. Для удобной езды поставьте его в правильное положение. Это не окажется проблемой для велосипедиста.
    5. Внимание к необычным шумам. Нехарактерные звуки при движении велосипеда, говорят о неполадках. Чем раньше велосипедист заметит звук, тем быстрее обнаружит проблему.

    Рост (см)

    Высота седла (см)

    63,1

    68,8

    71,7

    74,6

    77,5

    80,4

    Таблица для настройки высоты седла

    Фото 5. Необходимо смазывать цепь в случае появления скрипящих звуков

    При возникновении подобного звука ищите его источник. Это даст возможность решить проблему в начале. Если шум усиливается, рекомендуется съездить к веломеханику.

    Благодаря ежедневному осмотру велосипеда любую неисправность можно заметить заранее.

    Вам также будет интересно:

    Ремонт мелких неисправностей велосипеда

    Мелкие изъяны можно починить своими руками.

    Фото 6. Регулировка заднего переключателя скоростей может понадобиться вследствие износа

    • Прокололась шина. Для ремонта потребуется клей и заплатки. Это содержится в ремнаборе, который рекомендуется всегда брать с собой. Если его нет, впрысните в камеру воду (2-3 капли). Жидкость, находясь под давлением, выполнить роль заглушки. Этот способ временного решения проблемы. Если прокол крошечный, продолжайте движение, периодически подкачивая шину, чтобы добраться до места ремонта.
    • Слетает цепь. Это происходит из-за загрязнения детали. Промойте цепь, высушите и смажьте. Если обнаружится выгнутое звено, то почините его или удалите.
    • Прокручиваются педали. Это происходит из-за неисправности трещотки. Основная причина этого - в отсутствии смазки. Для решения проблемы трещотку очистите от грязи и смажьте. Не рекомендуется наносить много масла на деталь.
    • Ломаются спицы. В этом случае замените деталь. Для этого снимите колесо, покрышку, открутите и замените спицу.

    Если у вас установлена гидравлика на велосипеде, то вам нужно остерегаться держать велосипед перевернутым длительное время. Это может привести к попаданию воздуха внутрь тормозов. Если вы все же перевернули велосипед желательно позаботиться о том, на чем он будет стоять — можно повредить части установленные на руле велосипеда. Поэтому лучше предварительно постелить под руль любую тряпочку.

    Фото 7. Подкручивание болта крепления тормозной ручки на велосипеде Merida в веломастерской

    Если сменной детали нет, делайте временный ремонт. Для этого замените одну половинку спицы проволокой. Сделайте петлю на второй половинке (плоскогубцами) и соедините ее с проволокой.

    Выбор расходных материалов

    Существует список расходных материалов для ухода за велосипедом. Рекомендуется наличие этих материалов у любителей велосипедной езды.

    • масла для пропитки и демпфирования вилок;
    • смазки для подшипников, пружин, отталкивания воды и грязи;
    • тормозная жидкость для гидравлических велотормозов;
    • чистящие средства;
    • растворители;
    • герметики;
    • сменные тросики, пружинки, колодки.

    Фото 8. Для точного попадания тормозной жидкости в расширительный бачок удобно использовать медицинский шприц

    Также потребуется подобрать рабочий инструмент: велонасос, "петух", плоскогубцы, отвертки и др.

    Фото 9. Все детали велосипеда необходимо регулярно подвергать тщательному осмотру

    Подготовка велосипеда к зиме

    1. Помыть транспортное средство, используя мягкую губку. Почистить мыльным раствором, смыть водой, избавиться от грязи.
    2. Привести в порядок в цепь: почистить и смазать для того, чтобы деталь за зиму не заржавела.
    3. Снизить давление в шинах. Рекомендуется в течение холодного времени года подкачивать шины раз в месяц.
    4. Ослабить тросики.
    5. Смазать повреждения, царапины, сколы, чтобы не допустить появления ржавчины.
    6. Смазать подшипники; при наличии изношенных - заменить.
    7. Вынуть батареи из велосипедной электроники (при наличии).

    Фото 10. По окончании сезона катания велосипед следует помыть и убрать в теплое сухое место из 5 .
    Оценили: 2 читателя .

    «Любишь кататься, люби и за велосипедом ухаживать!» - гласит народная велосипедная мудрость.

    Современные велосипеды, в большинстве своём, очень надёжны, могут эксплуатироваться в тяжёлых условиях, буквально под потоками грязи. Но, конечно же, дорожная грязь не оказывает лечебного эффекта на его компоненты, а только ухудшает работу некоторых узлов и приближает срок их замены. Особенно, если велосипед используется регулярно в качестве повседневного транспортного средства круглый год и в любую погоду. Но если регулярно проводить ряд нехитрых манипуляций, то срок работы компонентов можно существенно продлить, а качество работы заметно улучшить. Далее мы поговорим о том, что нужно делать, чтобы ваш велосипед работал как «часы» и катание на нём приносило максимум удовольствия и приятных впечатлений. В этой статье мы не будем рассматривать манипуляции, которые требуют специального инструмента или навыков, но частично затронем и их, так как каждый должен быть в курсе этого.

    Привод (цепь, система, кассета)

    Любой несведущий человек удивится, что такого может сделаться цепи и какое там может быть обслуживание, она же железная. Раньше вон по 20 лет по деревне ездили и всё нормально, смажешь маслом раз в месяц и всего делов. Да, действительно цепи на таких вот дачных и деревенских велосипедах не меняют годами и даже десятилетиями. Но, с другой стороны, сколько на них проезжают за всё время? Хорошо если столько, сколько успевает проехать за год самый обычный велосипедист не профессионал. Да и катаются на дачах чаще всего в хорошую погоду и не особо напрягаясь. Но вот когда годовой пробег велосипеда приближается к пробегу автомобиля, что вполне реально при постоянном использовании велосипеда для поездок по городу или просто при активном катании, то тут уже совсем другое дело, компоненты изнашиваются значительно быстрее. Так вот, деталь велосипеда, которую вы будете менять чаще всего - это цепь.

    Большинство современных цепей имеют ресурс порядка 1500-2000км. На одной цепи можно ездить и сильно больше без опасания, что она вдруг порвётся, но со временем она вытягивается и начинает быстро съедать зубья на звёздах системы и кассеты, соответственно, в итоге, придётся менять и их, что уже гораздо затратнее. Для определения износа цепи существует специальный измеритель, а также это можно выполнить простым измерением при помощи линейки, а при наличии опыта даже на глаз, оттянув её пальцами на передней звезде.

    Если вы не хотите заморачиваться с измерением и прочими методами определения износа, то можете взять за правило менять цепь раз в 2000 км., которые можно засекать по одометру велокомпьютера. Для замены цепи необходимо обратиться в веломастерскую, а при желании освоить эту операцию самостоятельно, вам потребуется специальный инструмент - выжимка цепи. Впрочем, о замене цепи мы как-нибудь поговорим в отдельной статье...

    Цепь находится в постоянном контакте с грязью, песком, водой ну а зимой ещё солью и реагентами. Используя велосипед в грязных условиях не ленитесь после каждой поездки чистить и смазывать цепь, это продлит срок её службы.

    Для чистки от грязи существуют специальные «машинки для чистки цепи», но, как показывает практика, если велосипед используется каждый день, то на применение такой штуки не всегда хватает времени. Поэтому, просто берёте сухую тряпку (можно немного смочить её WD40, TF2, керосином, Уайт спиритом), прихватите через неё цепь. Медленно прокручивайте педали назад и убирайте всю грязь с поверхности. Конечно это не даст идеальной чистоты цепи, но такой чистки вполне достаточно. Если есть время и желание, то, конечно, пользуйтесь машинкой для чистки цепи или периодически снимайте цепь и полощите её в керосине. Но у меня редко когда хватало на это время, поэтому довольствовался описанным выше способом.

    Чем смазывать цепь велосипеда - вопрос вкуса. Сразу замечу, что WD40 и TF2 не являются смазками. Да, эти средства удобно возить с собой в маленьких баллончиках и пользоваться, когда цепь начинает «свистеть» в пути, но это не смазка, а просто промывка/очиститель, которая также оказывает некоторый смазывающий эффект, но не на долго. Уже много лет я пользуюсь популярным и доступным маслом для цепи - Weldtite. У этой фирмы есть и другие, более дорогие смазки, при желании можете попробовать и сравнить. Ни в коем случае не используйте густые смазки типа Литол, Солидол и т.п. На них будет налипать лишняя грязь и даже в сухую погоду вся цепь будет в песке, что плохо скажется на её ресурсе.

    Смазывать цепь не сложно. Вы уже вытерли цепь тряпкой, она сухая и вполне чистая. Теперь берёте в левую руку маслёнку, приставляете её горлышком к цепи, а другой рукой медленно прокручиваете педали назад, выливая немножко масла по всей длине цепи. Если масло находится не в маленькой бутылочке, то можно воспользоваться шприцем. Несколько оборотов и достаточно. После этого сделайте ещё 20-30 оборотов в обратном направлении, чтобы масло растеклось по звеньям, затем тряпкой удалите лишнюю смазку с поверхности цепи. Вот и всё, цепь смазана. Такая процедура занимает не более 5 минут времени и её можно проводить каждый день после поездки в грязных условиях.

    В не меньшей степени контактируют с грязью и другие подвижные компоненты трансмиссии велосипеда, находящиеся внизу - звёзды системы и кассеты, а также переключатели.

    Со звёздами системы всё понятно - берём тряпку, небольшую щётку и периодически вычищаем их снаружи и изнутри, удаляем забившуюся между ними грязь, песок, траву пр. Смазывать тут ничего не надо, поэтому всё очень просто.

    Со звёздами кассеты немного сложнее, их много и между ними всегда забивается грязь смешанная со смазкой, наматывается трава и т.п., это всё иногда неплохо оттуда извлекать. Для этих целей можно пользоваться специальной универсальной щёткой, можно взять что-то тонкое и длинное (например спицу) или, если совсем ничего нет под рукой, прочистить верёвкой, просунув в промежуток между звёздами и пошевеливая туда-сюда. Удобнее всего проводить эту процедуру со снятым колесом.

    С переключателями тоже всё не так сложно. Переднему ничего особо не грозит, просто очищайте его от грязи и можно немного проливать TF2 его подвижные элементы. А вот за задним нужно следить лучше. Дело в том, что ролики заднего переключателя забиваются грязью, что будет отражаться на чёткости его работы. Чистите их по мере загрязнения и следите за износом. Как определить когда ролики пора менять? У износившегося ролика зубья заостряются кверху, когда у нового кончик зуба - плоский. Сам механизм заднего переключателя также неплохо периодически очищать, всё же он находится довольно низко и постоянно контактирует с грязью. Для улучшения чёткости его работы можно проливать его подвижные части TF2.

    Также к трансмиссии относятся тросики и рубашки переключателей, их нужно периодически менять, но эта процедура уже требует определённого навыка и опыта, поэтому об этом мы как-нибудь поговорим отдельно. Если вы катаетесь недавно и желания заниматься этим самостоятельно нет, то будет достаточным менять их пару раз в год при активной круглогодичной езде.

    Тормоза

    Тормоза - это весьма важный компонент велосипеда. Что, в общем-то и не удивительно, ведь от них зачастую зависит ваша безопасность. На большинстве современных велосипедов используются ручные тормоза, конечно же существуют модели и с ножным тормозным механизмом, но там как раз особо обслуживать нечего, он весь скрыт во втулке.

    Более дорогие модели горных (МТБ) велосипедов оборудуют дисковыми тормозами, а те, что попроще - ободными. Но ухода требуют как те, так и другие. Первое, за чем нужно следить - это за степенью износа колодок. Срок их службы напрямую зависит от условий эксплуатации велосипеда и вашего стиля езды. Помимо этого, после езды по грязи, необходимо счищать лишнюю грязь с тормозов. В этом плане с дисками проще, они, как правило, работают одинаково эффективно в любых условиях, да и не загрязняются так, как ободные.

    Аммортизационная вилка

    В отличие от жёсткой, аммортизационная вилка требует довольно внимательного ухода и регулярного обслуживания. В первую очередь это касается пружинно-маслянных и воздушно-маслянных амортизаторов. С обыкновенными эластомерными вилками всё гораздо проще, они не требуют обслуживания ввиду простоты своей конструкции, но некоторый уход требуется и им.

    Если у вас самая обычная пружинно-эластомерная вилка, то единственное что потребуется с ней делать - это чистить от грязи, чтобы как можно меньше её попадало внутрь. В качестве профилактики можно периодически немного брызгать TF2 на ноги вилки.

    Если у вас хорошая пружинно-маслянная или воздушно-маслянная вилка, то помимо чистки она требует регулярной замены масла. Для этого, конечно же, лучше обратиться на сервис, мероприятие это требует навыка и некоторого опыта. О периодичности замены масла можно прочитать в инструкции, прилагаемой к вилке.

    Конечно, у велосипеда есть и другие важные компоненты, такие как: втулки, рулевая колонка, да и хоть рама, которую тоже естественно нужно мыть и чистить от грязи и дорожного налёта. Но, думаю, что для новичка такой информации о базовом уходе за велосипедом будет вполне достаточно. О других тонкостях и особенностях настройки постараемся поговорить в отдельных статьях, по возможности, конечно же 🙂 Следите за обновлениями!

    P. S. Прошу прощения, что без картинок, постараюсь добавить позже для наглядности...

    Всем тёплого попутного ветра!