Чем смазывать велосипед: советы по выбору смазки. Смазка для велосипеда

Как его измерять и как с ним бороться.

Одним из главных способов продления жизни всей трансмиссии (цепи и звездочек) является мойка, чистка и смазка цепи.

Рассмотрим, как это делать.

Цепь обязательно нуждается в смазке. Но, и это самое главное, смазывать нужно только чистую цепь ! В противном случае это не только бесполезно, но часто даже вредно.

Смазка, совместно с грязью и песком, загустевает и превращается в наждачку, которая еще больше мешает работе цепи. Тем более, что при этом, велосипедисту придется тратить дополнительные силы на преодоления усиленного трения грязной цепи.

Как помыть трансмиссию.

Да, именно всю трансмиссию - не только цепь, но и звезды в кассете сзади, и передние звезды системы. Если помыть только цепь и оставить звездочки грязными - это не сильно спасет их от износа.

Цепи можно мыть, используя два подхода:

  1. Мыть прямо на велосипеде.
  2. и мыть отдельно.

Оба подхода нормальные и все зависит от загрязнения цепи и трудолюбия велосипедиста.

Вообще считается, что самый лучший способ помыть цепь - снять ее с велосипеда и бросить на 15-20 минут в пластиковую бутылку с уайт-спиритом, время от времени взбалтывая бутылку. Он идеально вычищает практически любую грязь, размывая ее во всех местах.

Так же можно использовать керосин или бензин. В инструкциях к советским велосипедам прямо указывалось, что для промывки цепи её "снимают с велосипеда, очищают от пыли и грязи, промывают в керосине или бензине и вытерают насухо". Оба эти продукта хорошо растворяют остатки старой смазки и грязи.

Как снять цепь с велосипеда рассмотрено в статье.

Если снимать цепь лень или просто некогда можно помыть ее и, не снимая с трансмиссии.

Самый легкий и достаточно чистый способ - это воспользоваться машинкой для мойки цепи. Такие машинки бывают разных форм и производителей, некоторые из которых приведенных на рисунках.

Последний самодельный вариант из зубных щеток самый дешевый, простой и достаточно надежный. У него кроме стоимости есть еще один очень большой плюс - его удобно брать с собой в поездку. Легкий и занимает мало места. И хотя эффективность чистки у него ниже, чем у творений китайской промышленности, иногда легче десять раз сполоснуть щетки, чем возить с собой или чинить хлипкие машинки.

В общем, каждый велосипедист сам решает, чем пользоваться при мойке цепи в зависимости от своих финансовых возможностей и лености. Хочется заметить, что шетки для такого прибора нужно брать с жесткой щетиной.

Что в машинку заливать?

Вообще в комплекте с ней идет специальное моющее средство. Хватает его правда ненадолго, поэтому используют те же уайт-спирит, керосин, бензин или другие дегризеры. Дегризер (degreaser) - это специальный обезжиривающий состав, предназначенный для удаления грязи, жира, масла.

Иногда бывает, что бензин растворяет корпуса машинок, даже удивительно из чего это их китайцы делают. Да и вообще, при работе с бензином нужно быть аккуратным, чистить им цепь можно только на улице, ну и, естественно, не курить при этом.

Существуют специальные очистители цепи - различные моющие средства специально подобранные для смывки старой смазки и растворения грязи. Выпускают их не только в жидком, но и в аэрозольном варианте. Эти средства довольно эффективны и хорошо очищают цепь от грязи, просты в использовании, но достаточно дороги.

Часто задают вопрос: "Можно ли мыть велосипедную цепь водой?". Конечно можно. Вода вообще самый лучший растворитель грязи и все моющие средства делают на ее основе. Так же можно добавлять в воду бытовые моющие средства, например, хозяйственное мыло или фери. Самое главное дать цепи высохнуть после мытья.

Сильно загрязненную цепь помыть машинкой сложно. Придется несколько раз менять растворитель или воду.

Можно еще перед промывкой цепи машинкой взять WD40 и продуть им каждое звено. При этом обязательно закройте тормозные поверхности (ротор на и тормозную поверхность ободов для ), чтобы не запачкать их. Учтите WD40 не смазка, а наоборот дегризер. Он удаляет из мест сочленения цепи наслоения старой грязи, поэтому после него цепь обязательно нужно смазать.

Если его нет, используйте другие дегризеры. Еще можно использовать смазку силиконовую . Она также удаляет грязь с цепи.

После чистки цепи машинкой обязательно протрите цепь тряпкой. В итоге на цепи не должно остаться грязи, песка и она должна быть сухой. Чтобы цепь нормально высохла, особенно после использования воды, оставьте велосипед на некоторое время на свежем воздухе.

Теперь цепь нужно смазать. Как это сделать мы поговорим чуть ниже, а пока остановимся на чистке звездочек.

Чем и как мыть звезды кассеты и системы велосипеда.

Для чистки звезд используют как специальные, так и обычные щетки, в том числе и зубные, только с жестким ворсом. Мы, конечно, рекомендуем пользоваться специальными щетками, но можно и самодельными вариантами попробовать. Зубной щеткой здесь будет сложновато - слишком у нее ворс короткий.

Есть еще вариант использования специальной нити, но это уже для сильных любителей.

При мойке кассеты можно также использовать различные растворители и те же очистители, что и для мойки цепи. Помните, Ваша главная цель - на звездах не должно остаться никакой грязи.

Какая смазка считается хорошей?

Хорошая смазка должна быть достаточно жидкой, чтобы легко проникать в труднодоступные места - между роликами и осями звеньев. При этом она не должна оттуда вытекать и легко вымываться водой.

В магазинах продаются различные виды смазок. Лучше всего использовать специальные для велосипедных и мотоциклетных цепей. Можно смазывать и автомобильными маслами. Это часто дешевле, но не всегда лучше. Все-таки автомобильные масла более приспособлены для автомобилей, чем для велосипедов.

Наиболее эффективные аэрозольные варианты смазок или жидкие.

Аэрозольные смазки проникают в самые труднодоступные места цепи, но при этом часто попадают не туда, куда нужно, на , роторы . При их использовании нужно прикрывать остальные части велосипеда, а при попадании, куда не нужно - быстро удалить.

Жидкой смазкой можно точно капнуть в смазываемое место - на ролик цепи и не запачкать остальные части велосипеда. Но многие жидкие смазки на морозе густеют. Если зимой Вы предпочитаете теплую квартиру активным покатушкам, то этот минус не имеет особого смысла.

Есть еще двухкомпонентные смазки . Это густая смазка разведенная растворителем. В процессе смазывания она жидкая и попадает куда нужно. После этого растворитель испаряется и смазка загустевает. При этом возможно ее точное применение, но требуется время для высыхания. Кататься можно через какое-то время, указанное на упаковке. От десятков минут до нескольких часов.

Особенно хочется отметить, что применять густые смазки категорически не рекомендуется . Доставить ее в нужное место цепи не представляется возможным, а оставшись на цепи, она впитает в себя всю грязь и песок и станет не смазкой, а абразивом.

Что нужно смазывать в цепи.

Смазывать нужно трущиеся части под роликами.

Смазывать пластины и наружную часть цепи нет никакого смысла. Мало того, что одежда будет постоянно пачкаться, так еще и смазка наберет на себя уличную грязь и пыль, которая будет проникать внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.

Как смазывать цепь.

Самое главное - перед смазыванием цепь должна быть чистой и сухой . Если при чистке цепи использовалась вода - цепь обязательно должна просохнуть.

Здесь несколько методов:

  1. Смазываем каждое звено цепи, точечно капая смазку на ролик. Это метод для терпеливых байкеров. Смазывать нужно не внешнюю часть звеньев, а чуть-чуть на ролики.

  1. Прокручивая цепь, капают на нее смазку по ходу движения сверху и снизу. Это значительно быстрее, но не всегда так эффективно как в предыдущем случае.

    После этого прокручивают цепь несколько раз, прогоняя ее по всем звездочкам.

    После смазывания нужно протереть цепь сухой тряпкой, поскольку если на ней будет много масла, при следующей поездке она соберет всю грязь на себе.

  2. Можно еще и проварить цепь в масле.

    Если цепь промывалась в воде - обязательно дайте ей высохнуть.

    При варке разогретое масло проникает во все "труднодоступные места" и хорошо смазывает все ролики, пины и трущиеся места между пластинами. После такой варки её вынимают из емкости с маслом, дают слиться всему лишнему маслу, остужают, вытирают досуха, а затем устанавлиывают на место.

    В общем, процесс это немного грязноватый и, в зависимости от испольуемого для смазки масла, может быть очень вонюч.

    Например, графитовая смазка при сильном разогревании очень воняет и потом придется всю квартиру долго проветривать. Так что лучше это делать где-нибудт в гараже на газовой горелке или маленьком костерчике.

Как часто смазывать цепь

Здесь все зависит от условий эксплуатации велосипеда.

Если поездки в основном происходят по асфальту и непыльным дорогам, то жидкой смазки хватит километров на 300-500. Если Вы гоняете по грязи, лесным дорогам и под дождем или снегом мыть и смазывать цепь нужно после каждой поездки. Причем желательно сразу. Смывать засохшую грязь сложнее, чем свежую, да и цепь не успеет начать ржаветь.

Стоит только забыть об обслуживании цепи, и велосипед перестанет нормально функционировать. Между звеньями образуется абразивная смесь, в которую входят частицы пыли, песок и остатки старой смазки. Эта смесь со временем активно и агрессивно воздействует на металл цепи и звездочку велосипеда. В результате сопрягаемые детали деформируются, цепь растягивается и со временем приходит в негодность.

Правильная и своевременная смазка помогает справиться с этими проблемами, но только в том случае, когда она наносится на чистую и правильно подготовленную поверхность. Перед смазкой цепь рекомендуется снять с велосипеда и на некоторое время поместить в емкость с растворителем. Для этой цели подойдет обычный керосин или же специальная жидкость, способная растворять старую смазку.

Существуют и другие способы для очистки цепи, позволяющие не снимать ее с велосипеда. Сегодня в специализированных магазинах можно подобрать особое устройство для чистки цепи. Оно представляет собой футляр или коробочку, через которую пропускают и протаскивают цепь, вращая педали. Встроенные в корпус такой машинки ролики и щетки эффективно очищают звенья от загрязнений.

Уход за цепью должен быть регулярным. Он во многом определяется тем, насколько часто вы пользуетесь велосипедом. В целом чистить и смазывать цепь нужно ежемесячно, а при длительной езде по плохим дорогам – не реже одного раза в неделю.


Ни в коем случае не следует наносить свежую смазку на грязную цепь, поскольку это лишь усилит абразивное действие старых наслоений. Каждой процедуре смазки цепи должна предшествовать тщательная ее очистка от загрязнений.

Смазка велосипедной цепи

Рекомендуемая периодичность смазки цепи во многом определяется видом используемых для этой цели веществ. Среди велотуристов широкое распространение получила варка звеньев в смазке из графита. Для этого снятую цепь помещают в металлическую емкость с и держат на огне в течение 10-15 минут. Такая обработка позволяет нанести смазку даже на самые труднодоступные места. Повторяют такую процедуру обычно через каждые 350-400 км езды, а при эксплуатации велосипеда в дождь это можно делать даже чаще.

Любители велосипедной езды сегодня могут позволить себе выбрать смазку для цепи из широкого ассортимента подобных средств, ориентируясь на свои финансовые возможности и условия эксплуатации техники. Очень удобны велосипедные смазки, которые продают в виде флаконов с узким «носиком», хотя при желании можно вполне воспользоваться медицинским шприцем. Закапывать смазку следует в те места, где непосредственно соединяются звенья, не допуская попадания состава на внешнюю сторону цепи.


Излишки вещества удаляют чистой ветошью. Такая смазка при умеренной эксплуатации велосипеда выполняет свою функцию несколько недель.

Особенно удобными в применении считаются универсальные смазки аэрозольного типа. Применять их можно в любых погодных . Пользоваться аэрозольной смазкой очень просто: достаточно направить распыляющее устройство на соединения звеньев и слегка их опрыскать. Использовать подобную смазку рекомендуется чаще, чем обычную, ориентируясь при этом на степень загрязнения цепи.

Велосипедная цепная передача достаточно сложное и ответственное устройство, которое во многом определяет эффективность и удобство эксплуатации велобайка. Входящая в ее состав велосипедная цепь является достаточно сложным механизмом, состоящим из боковых пластин, роликов (втулок), осей и замковых и переходных соединений, который работает в достаточно сложных условиях. Она требует постоянного ухода и правильного периодического технического обслуживания, поэтому решение вопроса, как и чем лучше смазывать цепь велосипеда имеет немаловажное значение. Один из асов велоспорта сказал, что две капли масла, значительно снижают усилие, с которым его ноги давят на педали.

Во время движения дорожная пыль попадает на втулки или ролики, что приводит к интенсивному абразивному износу зубьев звездочек цепной велопередачи. Это приводит к увеличению ее шумности и понижению коэффициента полезного действия – велосипедисту приходится затрачивать больше мускульной энергии на приведение своего транспортного средства в движение. Для того чтобы правильно мыть, чистить и смазывать цепь необходимо знать общие правила ухода и владеть информацией о применимости различных смазок в различных условиях эксплуатации.

Обслуживание цепной передачи велосипеда

Любой велосипедист, от новичка и до маститого асса велогонок абсолютно уверен, что низкое качество ухода за цепной передачей увеличивает трудоемкость вращения педалей и вызывает повышенный износ, сокращающий срок ее эксплуатации и приводящий к более частым заменам. С учетом стоимости импортных образцов вопрос долговечности цепи отнюдь не прозаичен. Конечно владельцам байков, купленных для поездок на работу, шопинга или вечерних велопрогулок, которые эксплуатируют своего железного двухколесного коня на асфальте, беспокоиться о своевременности ухода за цепной передачей приходится реже, но поклонники велотуризма и экстремальной езды по российскому бездорожью уделяют чистке и смазке цепи приличное время.

Необходимо взять за правило, которое следует неукоснительно выполнять – цепь должна чиститься после каждой поездки в дождливую погоду или после длительного путешествия. Скопившаяся на ее звеньях пыль и налипшая грязь вызовут коррозию и на звеньях обычных, дешевых цепей через несколько дней появится ржавчина.

Для мытья и очистки в магазинах спорттоваров и бытовой химии можно приобрести специализированные чистяще-моющие составы (аэрозоль «WD40»). Однако данное средство (учитывая его стоимость) следует использовать при высоком уровне загрязнения, для удаления застарелой грязи или для ликвидации появившейся грязи. А остальных случаях вполне подойдет уайт-спирит или керосин. Бензин и ацетон, в связи с их высокой испаряемостью применять не следует. Некоторые велосипедисты используют для мытья цепи растворы стиральных порошков и чистящих средств для посуды – вплоть до широко рекламируемого «Fairy». Это вполне приемлемый вариант, однако сразу после очистки водными растворами моющих порошков цепь должна быть просушена и смазана.

Для мытья звеньев цепи используется зубная щетка или специальная щетка для очистки велоцепи, поролоновая губка или специальная машинка «Cyclotech» («Спортмастер» – Россия), стоимость которой не превышает тысячи рублей. Однако ее использование при мойке звеньев уайт-спиритом может привести к разъеданию пластиковых чистящих колесиков.

Любой велосипедист сталкивался с проблемой налипания на цепь грязи во время преодоления луж или путешествий по грунтовым дорогам. Очистить передачу от грязи поможет обычная пластиковая бутылка с водой, в которой проткнуто отверстие. Причем очистку цепи следует проводить сразу после окончания путешествий по бездорожью – при выезде на асфальт, а окончательный, чистовой тех. уход оставить до приезда домой.

Виды велосипедных смазок

К велосипедной смазке предъявляются два взаимоисключающих требования:

  • для того чтобы проникать через мельчайшие зазоры между втулкой (роликом) и осью она должна обладать высокой текучестью;
  • густота смазки должна исключать ее самовытекание из зазоров между трущейся парой в шарнире.

Кроме того, она должна обладать защитными, антикоррозионными свойствами и быть инертной к металлу, из которого изготавливаются отдельные детали цепи.

В настоящее время в магазинах спорттоваров, торгующих расходными материалами для велобайков можно найти три вида цепной велосмазки:

  • составы для эксплуатации цепной передачи в условиях повышенной влажности;
  • смазки для сухой погоды и эксплуатации в условиях повешенной запыленности;
  • инновационные восковые смазки, обладающие широкой универсальностью.

Влагостойкие

Влагостойкие смазки – «Daytona» и «Nanoprotech» (Россия) или «Shimano Wet Lube» (Нидерланды) устойчивы к контакту с водной средой и успешно применяются в межсезонье и дождливую погоду. Они незаменимы для велотуризма, когда велосипед передвигается по росистой траве или велосипедист преодолевает на нем неглубокие речки и ручьи. Периодичность ее нанесения – 50,0 километров пробега. Помимо смазывающих свойств эти влагостойкие смазки оказывают защитное действие от различных химических реагентов, например, ускорителей снеготаяния.

К недостаткам следует отнести высокую вязкость, которая способствует налипанию и коксованию пыли в сухую погоду. Для удаления этих смазывающих составов требуются специальные смывки или большая трудоемкость очистки.

Для сухой погоды

Смазки для сухой погоды выпускаются под теми же брендами что и влагостойкие составы и имеют жидкую консистенцию и часто выпускаются в аэрозольной упаковке. Они проникают внутрь шарниров, не оставаясь на поверхности цепных пластин и втулок (роликов) налипание на цепь пыли минимально. Обязательное условие их применения – они наносятся на цепную передачу за несколько часов до выезда, что позволяет им высохнуть на наружных поверхностях цепи, контактирующих с окружающей средой. Однако при попадании под дождь эти составы мгновенно вымываются, что требует их обновления после каждой поездки.

На основе воска

Инновационные смазки на основе воска – «Squirt» (Россия), «Star» (Италия), «Pedro’s» (США) или тефлона – «Weldtite» (Великобритания) или «Bikeid» (Швеция) образуют на поверхности цепных деталей защитный слой предохраняющий трущиеся детали от прямого контакта с негативными факторами окружающей среды. Они обладают пыле-водоотталкивающими свойствами и обладают широкой универсальностью.

Большинство велосипедных смазок выпускается в достаточно удобной для использования упаковке – жидкие смазки и очистители – в аэрозольных баллончиках, консистентные – в тубах с наконечниками, позволяющие подобраться в самые «укромные» места цепной передачи.

Каждый профессиональный велогонщик знает, сколько и какого именно смазочного материала необходимо для различных узлов его велобайка, особенно для цепи, благодаря которой происходит передача вращающего момента. А вот любителям и начинающим велосипедистам небезынтересно будет узнать, что необходимо использовать для смазки цепи и как правильно за ней ухаживать, чтобы она прослужила долгие годы и не привела к преждевременному выходу из строя кассетного механизма звездочек.

Что способствует усиленному износу цепи и кассеты? Чего делать не рекомендуется

Не стоит думать, что, помазав несколько раз по цепи солидолом, вы сохраните ее работоспособность, и она будет служить очень долгий срок. Прежде чем смазывать цепь велосипеда, необходимо знать все нюансы, возникающие в процессе ее эксплуатации. Начнем с того, что грязь, налипшая на поверхности звеньев и внутренней их части, является одним из основных факторов, который приводит к очень быстрому износу деталей и их порче. Поврежденные поверхности быстро начинают покрываться ржавчиной и разрушаться, поэтому необходимо знать, чем смазывать цепь велосипеда и как правильно наносить смазочный материал.

К быстрому износу могут приводить использование неподходящего типа смазки, наличие больших нагрузок на цепь и кассетный механизм, а также неправильное переключение передач. Дело в том, что при попадании звеньев на зуб боковой частью происходит повышенное трение деталей, что приводит к их разрушению. Поэтому механизм переключения передач нуждается в периодической проверке.

Смазочный материал следует наносить в необходимом количестве и в строго определенное место (между звеньевыми пластинами и роликами). К тому же рекомендуется избегать переизбытка смазки, особенно используя масла, поскольку они могут попасть в некоторые места, где наличие их крайне нежелательно (к примеру, тормозные колодки). Помимо этого, на масляную смазку налипает большое количество грязи, в том числе песчинок и мелких частиц камней, которые усиливают разрушительный процесс.

Можно ли для чистки использовать моющие средства и мыльные растворы? Как очистить цепь перед смазкой?

Прежде чем смазать цепь велосипеда, ее необходимо подвергнуть тщательной чистке. Для этой цели можно использовать дорогостоящие моющие средства, которые могут очистить цепь практически до идеального состояния, а также различные растворители (уайт-спирит, керосин и прочие). Однако следует помнить о том, что они являются легковоспламеняющимися веществами, к тому же чистку нужно будет проводить на улице из-за их резкого запаха и высокой токсичности.

Что касается мытья велосипедной цепи с использованием мыльных растворов, то необходимо после очистки сразу просушить цепной механизм, поскольку в ином случае он может покрыться ржавчиной.

Для облегчения процесса чистки можно использовать предназначенные для этих целей специальные машинки. Они по душе придутся тем, кто интересуется, чем смазывать цепь велосипеда в домашних условиях. Принцип их работы достаточно прост: внутрь устройства заливаются моющие средства, затем, вращая рычаг или нажимая педаль, осуществляем движение щеток, которые и очищают звенья от грязи. Машинка удобна в использовании тем, что позволяет наводить чистоту без необходимости снятия цепи. Такое приспособление стоит порядка 400-600 рублей. Машинки хорошо использовать для чистки после езды по бездорожью и сильного налипания грязи.

Также можно приобрести щетки с жесткой щетиной и вспомогательными приспособлениями, благодаря которым грязь внутри звеньев будет легко удаляться. К тому же, в отличие от машинки, их можно использовать для наведения порядка на звездочках.

Самым простым и дешевым способом очистить цепь велосипеда является использование жесткой зубной щетки, растворителя и обычной тряпки. Сначала при помощи щетины и растворителя вычищаются все звенья (внутри и снаружи), а затем начисто все вытирается тряпкой. Можно использовать для улучшения эффекта ткань из микрофибры.

Приступаем к смазке цепи. Как это делать правильно? Чистка цепи после зимнего бездействия

Итак, цепные детали нашего велосипеда сверкают чистотой, и теперь можно приступить к самой смазке. Чем нужно смазывать цепь на велосипеде и как правильно это делать? Сразу отметим, что если велобайк используется в сложных дорожных условиях, то смазывать его необходимо чаще, чем прогулочные модели.

Не знаете, чем смазать цепь велосипеда и как это делается правильно? Смазку необходимо наносить под цепные ролики. Не рекомендуется покрывать стальные поверхности смазочным материалом снаружи, поскольку это может привести к скоплению грязи и твердых мелких соринок, которые, проникая внутрь деталей и под ролики, способствуют их быстрому изнашиванию. В этой связи необходимо оставлять наружную часть цепного механизма сухой.

На вопрос о том, чем смазывать цепь велосипеда после зимы, можно ответить однозначно: смазкой для подвижных деталей Nano Protech. Средство обладает отличным водоотталкивающим эффектом и смазывает вращающиеся и поддающиеся трению детали, а также предотвращает скрип. Эта смазка оберегает металлические поверхности от появления ржавчины, к тому же для нее практически не существует недосягаемых мест.

Мало того, используя ее, можно ездить хоть каждый день по сильному дождю, поскольку она обеспечивает должный уровень защиты цепи велосипеда в течение длительного периода времени. После нанесения смазочного материала на цепные ролики и звенья его остатки необходимо удалить, используя ветошь. Средство производится на территории России. Его стоимость составляет порядка 250 рублей.

Политетрафторэтиленсодержащие смазочные средства (универсальная смазка)

Как определить правильно, чем смазывать цепь велосипеда в домашних условиях, чтобы смазочный материал был доступен по цене, легко наносился на трущиеся поверхности и хорошо защищал детали? Одним из самых эффективных смазывающих средств для велосипедных цепей являются смазки с содержанием политетрафторэтилена.

Это химическое соединение более известно под названием тефлон, коэффициент трения у него очень низкий. Поэтому трущиеся поверхности, обработанные средствами на основе тефлона, прекрасно сохраняются в течение длительного времени. Одной из таких смазок является средство CL1 Park Tool, стоимость которого колеблется в пределах 400 рублей. Не знаете, чем смазывать цепь велосипеда зимой или после длительной стоянки в сыром месте? Используйте тефлоновые смазки, которые способны значительно продлить срок эксплуатации велосипедных цепей и других деталей.

Можно ли солидол, машинное масло и литол использовать в качестве смазочного материала?

Многие неопытные велосипедисты наивно полагают, что чем больше смазочного материала присутствует на звеньях приводной цепи, тем лучше, мол, обильная смазка является лучшим средством сохранения металлических трущихся деталей. Так чем смазывать цепь велосипеда: моторным маслом, литолом или солидолом? Можно было бы дать положительную характеристику всем этим материалам, если бы не одно существенное но ─ это грязь, мгновенно налипающая на смазанные детали.

Песок, мелкие твердые частицы и прочий мусор превращаются в прочный абразив при взаимодействии с такой смазкой, что неминуемо ведет к стиранию узлов различных механизмов, в первую очередь вращающихся и трущихся деталей. Прежде чем смазывать цепь велосипеда литолом, следует помнить о том, что набившаяся в нее грязь также значительно затрудняет вращение педалей, поэтому использовать такие виды смазки категорически не рекомендуется.

Об использовании графитной смазки и аэрозолей

Рассматривая вопрос о том, чем смазывать цепь велосипеда (солидол и прочие жирные смазки не подходят, как мы уже говорили), следует обратить внимание на графитную смазку, а также различные средства, которые изготавливаются в виде аэрозолей.

Графитное смазочное средство оказывает хорошее защитное воздействие на металлические детали, избавляет их от ржавчины и глубоко проникает в самые недоступные места. Смазка на основе графита надолго создает пленку, которая предотвращает порчу металла и снижает силу трения. Обычно ее хватает на пробег около 400 км, при условии, что не будет дождя и глубоких луж. В противном случае смазки не хватит и на 50 км пробега.

Для аэрозолей вообще не существует недосягаемых мест. Такая смазка продается в специальных баллончиках, в которых средство находится под давлением, а его распыление осуществляется путем нажатия на соответствующую кнопку. В качестве активных средств могут использоваться различные виды масел или вещества, которые способны очищать металл от воздействия ржавчины, ослаблять «прикипевший» крепежный элемент, а также вытесняют влагу.

Нет ничего под рукой, и не знаете чем смазывать цепь велосипеда? «ВД 40» поможет решить эту проблему (такой аэрозоль найдется у многих авто- и велолюбителей). Однако следует помнить о том, что все же «ВД» не является смазкой и довольно быстро смывается водой, поэтому идеальным вариантом будет предварительная обработка цепи этим средством с последующим нанесением смазки.

Жидкие смазочные составы для цепи велосипеда

На сегодняшний день продавцы велотехники располагают большим арсеналом всевозможной химии и различных защитных средств, среди которых и специальные жидкие смазки для велосипедных цепей. Есть универсальные средства, которые можно использовать при любой погоде. К тому же существуют смазки для цепей, которые используют при езде во время дождя и сильной засухи. Поэтому то, на каком виде смазочного материала остановить выбор, решать вам.

Что касается применения жидких средств, то они продаются в полимерных флаконах, снабженных специальным носиком-лейкой, благодаря чему можно осуществлять точечную смазку. Поэтому если не знаете, чем надо смазывать цепь на велосипеде, или сомневаетесь в выборе средства, остановите свой выбор на жидких смазках.

Проблема труднодоступных мест решается при помощи обычного шприца, в который с легкостью набирается смазочная жидкость. Такая смазка должна наноситься в местах сочленений звеньев цепи, после чего ее излишки следует удалить. Прежде чем купить такой вид смазки, необходимо узнать у продавца, как средство ведет себя на морозе (не густеет ли слишком быстро), поскольку большая часть из них приходит в негодность при минусовой температуре (однако в тепле они быстро восстанавливают свои свойства).

Бикомпонентная смазка

Рассматривая ответ на вопрос, чем лучше смазывать цепь велосипеда, следует также обратить внимание на смазку, которая состоит из двух основных компонентов: жидкого растворителя и густой смазочной массы. Такой материал оказывает достаточно эффективное воздействие на трущиеся детали. Бикомпонентная смазка продается в специальных масленках, что позволяет заливать жидкость под цепные ролики.

Суть использования таких средств заключается в следующем: после доставки основного компонента смазки в необходимое место растворитель испаряется, а на поверхности детали надолго остается густой смазочный слой. Рекомендуется после обработки деталей этим средством перед велопрогулкой дать время полностью испариться растворителю, для чего понадобится не менее 1 часа времени.

У многих начинающих велосипедистов нередко возникает вопрос о том, когда и чем смазывать цепь велосипеда. Как определить, что она уже нуждается в смазке? Многолетний опыт эксплуатации велотехники показывает, что при первом появлении скрипа в цепном механизме необходима смазка его составляющих. Обычно такое можно наблюдать каждые 100-130 км пробега (средства типа Nano Protech способны оберегать цепь до 900 км пробега). Чтобы облегчить подсчет километража, можно установить одометр, который будет безошибочно отсчитывать пройденные километры.

Как мы уже говорили, перед смазкой цепь и звездочки нуждаются в тщательной чистке и сушке их поверхностей. В случае использования бикомпонентной или жидкой смазки состав наносится из специальных масленок в промежуток цепи, который составляют ролики и боковые пластины, соединяющие звенья между собой.

Смазке подвергаются все ролики, для чего необходимо прокапать каждый промежуток, перемещая при этом цепь путем вращения педалей. Чтобы не запутаться в подсчете количества смазанных звеньев, боковые пластины одного из них изготавливают другого цвета или подвергают клеймению (обычно с них и начинают смазку).

Чем смазывать цепь велосипеда, решать, безусловно, вам. После нанесения смазки (независимо от типа используемого средства) излишки смазочного материала рекомендуется удалить сухой ветошью. После этого следует вращать педали в течение нескольких минут, чтобы смазочное средство равномерно распределилось на роликах и осях пластин. После чего излишки снова необходимо удалить ветошью.

Следует помнить, что не только песок и прочий мусор могут усиливать изнашиваемость цепи и звездочек. Неправильно выбранная передача также способствует быстрому износу деталей. По этой причине нельзя допускать положения цепи с максимальным перекосом. Такое ее положение будет, если она располагается на передней и задней малых или больших звездочках. Эти варианты затрудняют сам процесс переключения, способствуют плохому переходу цепной ленты на зубья звездочек и быстрому ее выходу из строя. Также крайне не рекомендуется подвергать цепь перегрузкам (например, при движении в гору на повышенной передаче).

Не следует забывать и о нанесении смазки на шарнирные механизмы велосипеда, а также подшипники и втулки. К тому же смазывать необходимо механизм цепного натяжителя, педали, каретку и рулевую колонку. В обязательном порядке рекомендуется подвергать профилактической обработке тросы велосипеда, которые осуществляют механический тормоз и участвуют в переключении передач.

На велосипедном рынке представлено так много видов смазки цепи, что возникает огромная проблема выбора. Каждый производитель твердит, что его продукт лучше, а продавец старается продать самый дорогой товар, рассказывая о его достоинствах. В фокусе данной статьи - для цепи велосипеда, какая она бывает, как правильно применяется и чем отличается от конкурентов.

Виды смазочных масел

На рынках велосипедную смазку можно встретить нескольких видов, каждый из которых выделяется на фоне конкурентов особенными свойствами.

  1. Аэрозольные смазки. Под высоким давлением вместе с воздухом смазка попадает на цепь в виде пены и благодаря своему агрегатному состоянию проникает в труднодоступные компоненты. Выждав 10-15 минут, нужно сухой ветошью насухо протереть остатки вещества. Такая велосипедная смазка для цепи является не только долговечной, но и самой эффективной, ведь протертая насухо цепь не будет притягивать к себе пыль. Неудобство одно - много времени уходит на очистку цепи от остатков смазки.
  2. Жидкие масла. Самый популярный вид смазки продается со специальным дозатором для удобства процедуры. Жидкие масла стоят копейки на рынке, но по эффективности уступают всем конкурентам.
  3. Двухкомпонентные смазки. Летучий растворитель с густым маслом наносится на цепь. в труднодоступные узлы, растворитель улетучивается, а масло густеет.

Популярный тефлон

Велосипедная смазка TF2, которая выпускается в виде аэрозоля и в масленках, отличается от своих конкурентов наилучшей стойкостью к грязи и пыли, ведь в составе присутствует тефлон. Перед нанесением необходимо полностью вымыть цепь от грязи и хорошо просушить. Это является главным требованием производителя, который гарантирует долговечность эксплуатации. Смазка наносится равномерно на цепь и аккуратно протирается от подтеков масла. Спустя 10-15 минут цепь необходимо протереть тряпкой досуха. Заявленный производителем в составе смазки компонент тефлон должен создать обволакивающую пленку по всей поверхности, которая будет отталкивать пыль и грязь. Проехав после чистки пару километров, можно заметить, что велосипедная смазка для цепи снова проступила на поверхность в виде капелек. Происходит такое из-за нагрева и давления в цепи во время работы. Лишнее масло нужно удалить тряпкой. С такой эффективной смазкой на протяжении 150-200 километров по сухой местности цепи не страшны ни пыль, ни грязь.

Смазка от производителя велосипедных комплектующих

Если есть комплектующие под маркой Shimano, значит, должны быть и аксессуары от именитого бренда для обслуживания и ухода. Естественно, их качество должно соответствовать бренду. Велосипедная смазка Shimano WET 100 по праву считается лучшей в сегменте профессионального велоспорта. Смазка предназначена для влажной погоды, ведь в её состав входят компоненты, обладающие высокими связывающими свойствами. Помимо этого, после смазки на поверхности цепи образуется водоотталкивающая пленка, которая легко справится не только с влагой, а и грязью. При небольшой цене этот вариант содержит компоненты, которые предотвращают образование коррозии и ржавчины, поэтому многие спортсмены помимо цепи смазывают вращающиеся детали велосипеда, стараясь оградиться от загрязнений. Такой обширный функционал имеет всего один недостаток - недолговечность. По окончании велогонки нужно полностью промыть все смазанные компоненты, протереть насухо и смазать повторно.

Российский бренд не уступит позиций

Задаваясь вопросом о том, какая смазка лучше для велосипедной цепи, многие российские покупатели спорят между собой, отстаивая японские, немецкие и американские бренды. Мало кто знает, что на российском рынке есть смазка для цепи велосипеда собственного производства. В отличие от конкурентов только она способна работать в условиях, которые существуют на территории России. Велосипедная смазка Nanoprotech не имеет аналогов в мире, ведь в её состав входят компоненты, обеспечивающие защиту от агрессивной среды, к которой относятся всевозможные реагенты, включая соль, посыпаемые на дорогах страны в зимнюю пору. Производитель предпочел выпустить продукт в виде аэрозоля, предоставив пользователю удобство обслуживания. На баллоне много всякой информации, которая поначалу вызывает сомнения в правдивости, но после месяца активной эксплуатации в зимнее время все вопросы к производителю исчезают. Профессионалы рекомендуют смазку Nanoprotech всем велосипедистам, использующим круглый год.

В песчаную бурю

Велосипедная смазка для цепи Motorex не является всесезонной. У неё немного другая задача. Биодеградируемое масло создано для применения в условиях максимальной запыленности при низких показателях влажности. Гонка по пескам, карьеры, горные спуски - вот её среда. Помимо цепи производитель рекомендует использовать эту же смазку для обработки тормозных тросов и переключателей, а также для движущихся компонентов. Выпускается в форме аэрозоля и в виде масленки. На нашем рынке швейцарский производитель Motorex больше известен продуктами для сервисного обслуживания амортизационных Низкая стоимость и высокое качество быстро привлекло своих покупателей. Однако велосипедная смазка для цепей под брендом Motorex по непонятным причинам занимает самую дорогую нишу и будет не по карману многим владельцам велосипедов.

Поколение Bio для защиты природы

Велосипедная смазка для цепи от производителя велосипедных аксессуаров Zefal позиционируется как органическое вещество, способное после использования разлагаться в природе, не загрязняя окружающую природу. В XXI веке это является актуальной проблемой, и многие производители на слове Bio неплохо зарабатывают, в том числе и производитель Zefal. Ведь если рассуждать логически, все смазки созданы на органической основе, просто этого не указывают на упаковке. При более подробном ознакомлении со смазкой пользователь отметит её прекрасные всесезонные качества. Возможность работы в агрессивных средах, при морозе и в жаркую погоду. А низкая цена даст тот толчок, которого так не хватает в момент покупки.

Рынок элитных масел

Существует рынок элитных масел, которые привозятся из-за границы окольными путями и распространяются наподобие косметики Amway, без рекламы и мирового размаха. Нельзя сказать, что велосипедная смазка для цепей, предложенная покупателю от неизвестного бренда, плохого качества. Возможно, она будет лучше лидера рынка. Однако нет уверенности, что содержимое баллона или масленки является тем, о чем говорит производитель. Ведь товар на рынок заходит без сертификатов качества, и никто не несет за него ответственность. В качестве примера можно встретить такие бренды:

  1. LIDER. Производство Германия. Смазка очень высокого качества. В составе имеет дисульфид молибдена, который позволяет цепи долго работать при высоких температурах и в агрессивных средах. Стоимость одного флакона может доходить до 25 тысяч рублей, что соизмеримо с ценой недорогого велосипеда из вторых рук.
  2. без названий. Они предназначены для трущихся поверхностей, но никак не для цепи.
  • Разделы сайта