История и обзор газ 22. Автомобили эпохи ссср: газ-м22 универсал "волга"

Как долго и нелегко жила эта «Волга», видно по состоянию, в котором она доехала до наших дней. Впрочем, ей еще очень повезло! Эту «санитарку» ждет тщательная реставрация, но пока… в ней есть нечто особенно притягательное. В сильно потертом, с многочисленными изъянами салоне, кажется, витает не только мистический дух времени, но и вполне реальный запах лекарств.

ЕДЕТ СКОРАЯ НА ВЫЗОВ

Уверенно пророкотал стартер, зарычал старенький, еще бодрый двигатель. Непрогретый, как водится, на малых оборотах работать не хочет, но через несколько минут уже урчит негромко и уверенно.

В который раз удивляюсь «волговскому» приводу коробки передач. Когда смотришь на причудливые тяги с примитивными шарнирами, кажется, что работать четко и понятно все это хозяйство не может. Работает, да еще как! По удобству включения передач старенькая «Волга» даст фору иным куда более поздним автомобилям с рычагом на полу и дистанционным, как и у 21-й, управлением коробкой.

Серьезные - тяжеловатые и непривычно высокие - педали тормоза и сцепления, зато очень удобная напольная (нынче это вновь считают инженерным откровением!) педаль газа. Рыкнув выхлопом, «Волга» неспешно набирает ход. Мы с ней везем молодого, но очень серьезного доктора на его участок - в тихие, небогатые поселки Подмосковья.

Санитарные ГАЗ-22 работали не только в крупных городах с их относительно приличными дорогами. Кстати, один пожилой доктор рассказывал, что еще в начале 1960-х в московском Кунцеве, мимо которого теперь летят на Рублевку, машина осенью-весной вязла в глине по уши. «Волги» трудились и в провинции, старательно преодолевая примерно такие же, как нынче, ухабы и ямы.

Этот автомобиль трудностей не боится. Дорожный просвет - 190 мм. Большие (по нынешним меркам, правда, не очень - всего-то 15-дюймовые) колеса, высокие «дубовые» шины, прочная, но при этом довольно мягкая подвеска. Последнее качество пришлось бы особенно кстати, вези мы больного. Ко всему этому слабый по нынешним временам - всего-то 75-сильный, зато тяговитый мотор. Даже на прямой, третьей передаче можно спокойно ехать со скоростью 35–40 км/ч.

Конечно, настоящие отечественные хляби «Волге» не по зубам. Ну, уж в том непролазье, что у нас называют бездорожьем, и «уазик» нетрудно засадить. Разумеется, и для быстрой, в современном понимании, езды «Волга» мало пригодна. Отлавливать машину нечувствительным рулем нелегко, а в крутых поворотах автомобиль, заламывая узкие высокие шины, кренится так, что только держись за баранку или за что-нибудь еще. Но для начала 1960-х - в общем-то типичное поведение большинства автомобилей.

Зато печка быстро и уверенно не только нагревает двухместную кабину, но и гонит тепло через мощные воздуховоды в задний санитарный отсек. Едем себе - не очень быстро, но уверенно. Вот только на кочках глушитель иногда звонко колотит по днищу. Но это уж от преклонного возраста машины.

ШЕСТИДЕСЯТНИКИ

«Волга» ГАЗ-22 - первый отечественный универсал, пригодный для медицинской службы. До нее больных возили в основном в «каретах», построенных на базе грузовиков, в немногочисленных санитарных ЗИСах и ГАЗ-12 ЗИМ. Участковые врачи ездили по вызовам в обычных «москвичах», куда больного, естественно, не положить. Универсал «Москвич-423», разумеется, был маловат, «Волга» же в самый раз.

Опытный универсал ГАЗ-22, созданный на базе легендарной теперь 21-й, появился в конце 1960 года вместе с фургоном и «санитаркой». Машины были еще с отделкой «Волги» второй серии. В серию медицинские автомобили пошли в начале 1962-го и вместе с рижскими «рафиками», использовавшими те же «волговские» узлы, стали самыми массовыми «санитарками» СССР.

Сменилось руководство «одной шестой части суши», вместо панельных пятиэтажек-хрущевок понемногу стали возводить более презентабельные дома с квартирами чуть попросторней, советские «москвичи» и «волги» достигли пика экспорта на Запад и постепенно стали терять там популярность, в Тольятти возвели гигантский автозавод… А «двадцать первые» и «двадцать вторые» не только продолжали ездить, но и еще долго оставались престижными. Да и санитарные ГАЗ-22 даже после снятия с производства и появления еще через пару лет более современных ГАЗ-24-03 долго-долго работали и в крупных городах, и особенно в провинции.

Конечно, по дизайну и, что значительно важнее, по ездовым качествам ни 21-я, ни 22-я уже к началу 1970-х европейским стандартам не отвечали. Но нашим водителям сравнивать их было не с чем. Главное - машина достаточно прочна и вынослива, а обслуживание и ремонт хотя и трудоемки, зато несложны даже для не самого квалифицированного механика. Кстати, и этот ГАЗ-22Д 1969 года еще не так давно служил в каком-то тихом лесном санатории.

ЕЕ УЧАСТОК

Иные здешние дороги, похоже, хорошо помнят не только шины новых 22-х «волг», но и колеса пролеток земских врачей начала предыдущего столетия. Ничего - едем!

По характеру она очень похожа на молодых врачей из повести Василия Аксенова «Коллеги» 1960 года. Они тоже были честны и прямы, не боялись профессиональных и бытовых трудностей, в том числе глухой, занесенной снегом бездорожной провинции. Помнится, один из героев в качестве утверждения любил говорить: «Железно!». Восклицание так подходит к старенькой «санитарке»!

Эта «Волга», как и ее многочисленные коллеги, много лет возила врачей и больных, то есть занималась своим прямым делом - спасала. Теперь - ее очередь. Впрочем, машину уже спасли и, уверен, сохранят для истории, для нас...

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Производство санитарной «Волги» ГАЗ-22Б начали в 1962 году. Автомобиль оснащали 75-сильным двигателем объемом 2,5 л и трехступенчатой коробкой передач. С 1965 года основная медицинская модель называлась ГАЗ-22Д. В длинном списке модификаций числились и экспортные версии с 80- и 85-сильным моторами. Выпуск прекратили в 1970 году. Редакция благодарит Петра Шляхина и мастерскую «Колеса истории» за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки. Статья опубликована 10.12.2014 17:24 Последняя правка произведена 13.12.2014 07:02

ГАЗ-22 «Волга» являлся модификацией базового автомобиля этой марки ГАЗ-21 «Волга» так называемой третьей серии. Выпускался он с кузовом «универсал» и был грузопассажирским вариантам этой сверхпопулярной машины. Серийно он производился с 1962 по 1970 год в городе Горький (ранее Нижний Новгород) на Горьковском автомобильном заводе.

Опытные экземпляры этого легкового автомобиля среднего класса имели оформление автомобилей «второй серии», а серийные машины – третьей. При этом ни те, ни другие массово никогда не выпускались, и были предназначенные исключительно для работы в государственных организациях. Так, например, на базе ГАЗ-22 выпускался автомобиль скорой помощи ГАЗ-22Б, а так же фургон ГАЗ-22А.

Отличительной чертой этого автомобиля стала его вместительность и грузоподъёмность. Так при сложенном заднем сиденье в салоне этого «универсала» создавалась ровная площадка, на которой удобно было размещать габаритный груз. При этом высокий потолок в сочетании с этой площадкой позволял поместить внутрь автомобиля достаточно серьёзный предмет, например шкаф или холодильник.

Жёсткие рессоры автомобиля позволяли взять «на борт» пять человек, при этом можно было с собой перевозить до 176 килограмм груза, а в том случае, если же экипаж машины составлял всего два человека, вес сопутствующего груза увеличивался до 400 килограмм.

Интересной была технология изготовления боковины кузова ГАЗ-22. Дело в том, что для этого бралась штатная цельноштампованная боковина кузова ГАЗ-21 и у неё вручную срезалась задне-верхняя часть. Вместо неё же устанавливалась уже новая отдельно отштампованная деталь.

В отличие от базовой модели, на «универсале» устанавливались более грузопъёмные шины 7.00-15". Так же можно было на нём использовать шины и от автомобиля ЗИМ.

Как мы уже писали, приобрести ГАЗ-21 для личного использования в СССР было невозможно. Связывалось это во-первых с тем, что даже обычная «Волга» была доступна очень ограниченному кругу советских граждан, кроме того её модификация «универсал» позволяла за счёт своей грузоподъёмности заниматься различными видами индивидуальной трудовой деятельности, что в СССР, мягко говоря не приветствовалось.

Поэтому все выпущенные автомобили этой марки пошли в государственные организации, причём предпочтение отдавалось специальным службам: милиции, скорой помощи, газовой службе. Некоторое их количество работало в таксопарках, а так же в торговле. Частным же лицам эти машины не продавались, а если гражданину и удавалось как-то приобрести списанный в государственной организации подобный «универсал», его не регистрировали на его имя и он, соответственно, не имел права им управлять. Разрешили приобретать ГАЗ-22 советским гражданам только в начале 70-х годов, когда этот автомобиль сняли с производства и начали в массовом порядке их списывать с баланса государственных организаций.

До этого, в порядке исключения было разрешено приобрести такой автомобиль только одному советскому гражданину – имевшему всесоюзную известность народному артисту Юрию Никулину. Мотивировалось такое разрешение необходимостью перевозки Никулиным тяжёлого циркового оборудования. При этом, автомобиль в процессе эксплуатации им показал себя только с лучшей стороны, так иногда перекрывал завяленную по паспорту грузоподъемность в 400 килограмм практически в два раза.

В конструкции ГАЗ-22 были использованы все те же углы и агрегаты что и у седана ГАЗ-21 третьей серии: три варианта двигателя мощностью 75,80 и 85 лошадиных сил, такую же коробку передач и мост, при этом ходовая часть и оформление интерьера его было изменены под требования универсального кузова.

В 1965 году все «Волги» прошли через модификацию. Так на них усилили лонжероны, удлинили дворники, заменили подшипники ступиц, а так же поменяли индексы их моделей. Так базовый универсал стал именоваться ГАЗ-22В, а автомобиль, предназначенный на экспорт – ГАЗ-22М.


Санитарная же модификация автомобиля получила индекс 22Б. От других машин подобной серии они отличались наличием специального крепления для носилок в кузове, а также наличие мест для минимального медицинского оборудования. В отличие от других «универсалов» серии этот автомобиль имел отапливаемый, отделённый от грузового отсека салон, а так же хорошее освещение.

Внешне санитарные автомобили так же отличались: их окрашивали в белый цвет с красными опознавательными крестами, устанавливали на них матовые задние стёкла, фару-искатель в виде прожектора на левое правое переднее крыло, а так же опознавательный огонь на крыше с красным крестом.

Как и базовые автомобили ГАЗ-21 «Волга», его «универсальный» вариант ГАЗ-22 поставлялся за границу, в том числе не только в страны социалистического лагеря. Английский журнал «The Motor» даже выпустил в июле 1964 года он нём специальную статью, в котором хвалил его проходимость, вместимость, долговечность, а так же высокий запас конструктивной прочности. Из недостатков отмечалась старомодность дизайна, а так же малая динамичность машины.

В этой статье ГАЗ-22 рекомендовался для приобретения фермерам из-за его практичности и универсальности. Кроме того, автором статьи Рэбом Куком особое внимание обращалось на сравнительную низкую цену машины, которая составляла 998 фунтов с учётом налогов. При этом он критиковал отсутствие в советском автомобиле сервоприводов, устаревший дизайн, а так же ограниченные возможности по регулировки переднего дивана.

Так как ГАЗ-22 был своеобразным спутником ГАЗ-21, то его выпуск прекратился вместе с ним в июне 1970 года. В настоящее время на руках у населения имеется ещё достаточное количество этих «универсалов» разной степени сохранности. Находятся они и в музеях, например в автомобильном музее ГАЗа, где собранны практически все модификации ГАЗ-22.

Технические характеристики ГАЗ-22:

Производитель ГАЗ
Годы пр-ва 1962-1970
Класс Средний/Mid-size/E
Тип(ы) кузова 5-дв. универсал (5-7-мест.)
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатели ЗМЗ-21/21А - I4, 2,445 л., 75 л.с. (экспортные версии 85 л.с. и зарубежные версии с дизелем Rover, Perkins и Indenor 58-65 л.с.)
Трансмиссия механическая, четырёхступенчатая, синхронизированная
Длина 4810 мм
Ширина 1800 мм
Высота 1610 мм
Колёсная база 2700 мм
Колея задняя 1420 мм
Колея передняя 1410 мм
Макс. скорость 115 км/ч
Грузоподъёмность 400 кг (при 2 пассажирах)
Расход топлива 13-16 л/100 км
Объём бака 55 л
Дизайнер Л. И. Циколенко, Н. И. Киреев

ГАЗ-22 в простонародье называли «ГАЗ-21 универсал». Так было привычнее, и, с точки зрения обывателя, правильней, но данной модели присвоили свой, индивидуальный индекс. Причиной этому, скорей всего, послужило то, что с самого начала разработки машина не предназначалась для народного потребления, ее нельзя было купить, как ГАЗ-21. Таким образом, уже на стадии проекта «Волга» универсал приобрела негласный статус «спецмашины».

История появления «Волги» универсала

Можно сказать, что Горьковский автозавод вынудили разработать и наладить производство грузопассажирского ГАЗ-22, и инициатором этого выступило Министерство здравоохранения. Дело в том, что до начала шестидесятых годов в качестве автомобиля скорой помощи использовался ГАЗ-12Б, но его горьковчане уже готовились снять с конвейера. В связи с этим после обращения медиков к Министерству автомобилестроения ГАЗ получил указание разработать другую машину. Альтернативы, кроме ГАЗ-21, у заводчан не существовало. Собирать карету скорой помощи для «простых смертных» на базе уже выпускавшейся представительской «Чайки» было, как минимум, нерационально.

Впрочем, как позже выяснилось, наладить выпуск «универсалов» даже на основе ГАЗ-21 оказалось непросто и невыгодно: перестройка производственной линии под ограниченную партию медицинских машин грозила серьезными экономическими потерями для завода.

В свободную продажу «универсалы» выпускать было запрещено, чтобы не соблазнять советского человека возможностью заняться коммерческой деятельностью, не принятой в СССР. Поэтому чтобы хоть как-то минимизировать потери и увеличить масштабы производства, было решено на основе скорой помощи сделать еще и грузопассажирский вариант для торговых предприятий.

Опытные прототипы и предсерийные образцы изготавливались на базе ГАЗ-21 второй серии, однако в массовый выпуск, который начался лишь в 1962 году, пошли универсалы, собранные на основе уже выпускавшейся к тому времени третьей серии машин.

«Волги» 1-3 серии, в чем разница?

«Волги» первой серии выпускались с октября 1956 по ноябрь 1958 года, отличить их от последующих моделей можно было по передней части, выполненной в стиле Ford Mainline: решетка радиатора представляла собой три хромированных горизонтальных бруса, в центральной части которой находился медальон с пятиконечной звездой.

В 1958 году свет увидела «Волга» второй серии, в которой немного изменились бампера, передние поворотники, а задние фонари дополнили катафотами. Радиатор теперь прикрывала хромированная решетка с шестнадцатью вертикальными отверстиями.

В 1962 горьковчане подготовили к серийному выпуску третью серию ГАЗ-21. Несмотря на то что кузов у новой машины остался прежним, в ее внешнем облике появилась заметная легкость.

С бамперов совсем убрали клыки, и теперь хромировалась только верхняя их часть, а нижняя окрашивалась в цвет кузова.

Отверстия в решетке радиатора сузили, но теперь их стало больше - 32. С задних фонарей убрали металлическую, декоративную окантовку, теперь их полностью, включая катафот, отливали из пластика. Новая «Волга» лишилась своего брендового отличия: с капота убрали оленя, но зато подсветка заднего номерного знака приобрела форму парящей чайки.

Сложности производства

Конструкция автомобиля ГА3-22, по сути, представляла собой «полуновую» машину, собранную из двух частей: до средней стойки это был ГАЗ-21, а после нее шел новый кузов, разработанный с нуля. Поэтому для изготовления «универсала» требовалось дополнительное оборудование, в связи с чем на заводе был организован еще один производственный участок. Там с корпуса ГАЗ-21 срезалась задняя и верхняя части, и наваривались отштампованные кузовные детали «универсала», после чего машина вновь возвращалась на общую конвейерную линию для установки узлов, агрегатов и дальнейшей отделки.

Естественно, все это приводило к серьезным дополнительным затратам. ГАЗ-22 «универсал» в итоге получался довольно дорогостоящей машиной, приносящей автозаводу только убытки. Но выбора у производителя не было, страна нуждалась в таких автомобилях.

И не только скорая помощь

Начиная с 1965 года, автозавод стал выпускать ГАЗ-22Г - «экспортный вариант», отличавшийся от базовой модели улучшенным оформлением.

Вместе с основной моделью грузопассажирской «Волги» был спроектирован фургон, у которого задние окна заменили глухими металлическими панелями. Однако ставить такую машину на конвейер, в общий поток, было нецелесообразно с экономической точки зрения, поэтому выпуском фургонов занимались «газовские» ремзаводы. Там в стандартные кузова универсалов вместо окон вручную вваривались заглушки из металла.

В сравнении с базовым седаном универсал получился очень вместительной грузопассажирской машиной. Багажный отсек можно было увеличить благодаря складывающейся спинке заднего дивана.

Чтобы поднять общую грузоподъемность машины, на ГАЗ-22 были установлены более жесткие рессоры и новые шины увеличенного размера (7.10-15 дюймов). Такая модификация давала возможность одновременно перевозить водителя, одного пассажира и 400 кг груза либо пять человек и 176 кг багажа.

Задние двери - двустворчатые: одна часть (со стеклом) открывалась вверх, другая вниз, составляя при этом продолжение грузовой платформы.

На машинах, выпускавшихся с 1965 года, были усилены лонжероны, удлинены очистители стекол, а в ступицы колес установлены улучшенные подшипники.

Общие ТТХ

  • Габариты - 4810х1800х1620 (мм).
  • При полной загрузке машину можно было разогнать до 120 км/час.
  • Средний расход топлива составлял 11 литров/100 км.
  • Топливный бак рассчитан на 55 литров бензина.
  • Тормоза на всех колесах барабанного типа.
  • Привод - задний.
  • КПП - механического типа с тремя ступенями переключения.
  • Ширина передней колеи - 1410 мм, задней - 1420 мм.
  • Высота от самой нижней точки машины до дорожного полотна - 200 мм.

ГАЗ-22: двигатель

На машины, которые планировалось эксплуатировать внутри страны, устанавливался двигатель ЗМЗ-21/21А, представлявший собой четырехцилиндровую, рядную силовую установку общим объемом 2445 см куб. и мощностью в 76 л/с.

Экспортные машины комплектовались более сильным мотором (85 л/с) - ЗМЗ-21 Д/Е.

Оба двигателя имели карбюраторную систему питания и рассчитывались на бензин с октаном не ниже А-76.

Описание «Волги» универсал

Несмотря на то что переднее сиденье рассчитывалось на двух человек, там с легкостью мог уместиться и еще один пассажир. Педали машины аналогичны ГАЗ-21 третьей серии, в которой отсутствовала ножная кнопка насоса центральной смазки, стоявшая на первой и второй серии, зато ее место заняла «лягушка», включающая стеклоомыватель. Не обошлось, конечно, и без фирменного прозрачного спидометра, выполненного в виде сферы.

Часть автомобилей ГАЗ-22 «Волга» уходили с завода без традиционных радиоприемников, тем не менее, место под него предусматривалось, и чтобы не портить общий вид, его закрывали специальной вставкой, изготовленной из пластмассы.

«Запаска» вместе с нишей для хранения инструментов была спрятана под полом отделения для перевозки багажа.

Откидывающаяся спинка заднего дивана в поднятом положении закреплялась специальными резиновыми фиксаторами.

Область применения

Так как полноценного производства «Волги» универсал так и не было организовано, и автозавод мог выпускать только около восьми тысяч экземпляров в год, широкого распространения автомобили не получили.

Несмотря на то что ГАЗ-22, машина, которая из-за своей вместительности и грузоподъемности была бы очень желанной для многих потребителей, приобрести ее было невозможно даже по большому «блату». Основную массу универсалов, конечно же, забирали медики и предприятия торговли, небольшая часть автомобилей уходила в таксопарки.

Тем не менее даже при таком дефиците часть машин уходила на экспорт, причем не по заниженным ценам, как тогда было принято, а по полной себестоимости. И что важно, зарубежные эксперты весьма высоко оценили русскую грузопассажирскую «Волгу», рекомендовав ее для приобретения небольшим фермерским хозяйствам. Из недостатков были отмечены лишь несколько старомодный дизайн автомобиля и не слишком высокий уровень комфорта. Однако универсальность и практичность машины перекрывали эти недочеты. К тому же даже при своей полной стоимости автомобиль имел привлекательную цену для зарубежных покупателей, желающих заиметь в собственность такую дефицитную машину.

Кстати, экспортный автомобиль ГАЗ-22 благодаря своей репутации сделал хорошую рекламу продукции Горьковского автозавода, и следующая модель универсала, ГАЗ-24-02, пользовалась не меньшим спросом за рубежом, чем предшественник.

ГАЗ-22 "Волга" - легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа универсал. Грузопассажирская модификация автомобиля ГАЗ-21 .

Первый прототип универсала на базе "Волги" публично представили в 1962 году на ВДНХ. Автомобиль имел отделку, как у ГАЗ-М 21И. В серию пошел вариант с отделкой ГАЗ-21Л. ГАЗ-22 в основном поставляли в государственные предприятия, частных автомобилей было очень немного.

При складывании заднего сидения ГАЗ-22 в кузове образовывалась ровная площадка для груза. В сочетании с высоким потолком, это обеспечивало достаточно большую вместимость автомобиля. Рессоры были более жёсткими, чем у седана. Грузоподъёмность составляла 176 кг (при перевозке 5 человек) или 400 кг (при перевозке двух человек).

Товаром народного потребления универсал ГАЗ-22 не являлся, то есть, в личное пользование не продавался. Одно из немногочисленных исключений - ГАЗ-22 артиста Юрия Никулина, проданный ему в особом порядке для перевозки объёмного циркового снаряжения. Практически все выпущенные автомобили распределялись между государственными организациями, преимущественно - таксопарками, торговыми организациями и службой Скорой Медицинской Помощи. Поэтому количество сохранившихся до наших дней экземпляров невелико, а их сохранность как правило очень плохая - в силу своего у тилитарного назначения эти автомобили ездят до полного износа и имеют массу переделок.

Санитарные модификации универсала (-22Б) имели крепление для носилок в кузове, минимальное медицинское оборудование. В салоне была перегородка после переднего сидения. Салон был отапливаемым и имел хорошее освещение. Внешне санитарные а втомобили отличались опознавательными знаками (красные кресты), матовыми задними стёклами, фарой-искателем (прожектором) на левом переднем крыле и опознавательным огнём с красным крестом на крыше. Окрашивались в белый цвет. В настоящее время сохранившихся полностью комплектных эмбюленсов ГАЗ-22Б неизвестно, большинство было после списания переделано в грузопассажирские.

Модификации

  • ГАЗ-22Г - экспортный, с двигателем 85 л.с./62,5 кВт и улучшенной отделкой.
  • ГАЗ-22ГЮ - экспортный, тропический, с двигателем 85 л.с/62,5 кВт и улучшенной отделкой.
  • ГАЗ-22К - версия ГАЗ-22 с двигателем 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22КЮ - тропический, с двигателем 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22П - экспортный, с правым расположением органов управления, с двигателем. 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22ПЮ - экспортный, тропический, с правым расположением органов управления, с двигателями 80 л.с/58,8 кВт или 85 л.с/62,5 кВт.
  • ГАЗ-22А - прототип с кузовом фургон; часть машин финская фирма "Конела" (Konela) переоборудовала в восьмиместные, устанавливая третий ряд сидений.

С 62 года. Закончился выпуск в 1970 году. На базе этого авто затем было выпущено много модификаций, но обо всем по порядку.

История создания универсала

Вместе с разработкой седана ГАЗ-21 на заводе создавали авто с кузовом универсал. Но в серию эти машины выйти не смогли. Через некоторое время на заводе все-таки построили первый экземпляр. Базой для него считался ГАЗ-21Р второго поколения. Серийные авто строились на основе третьего поколения. Что интересно, модель 22 ГАЗ выпускалась в очень малом количестве, и рядовой житель СССР приобрести универсал не мог.

Они предназначались только для служебного использования в различных государственных органах и предприятиях. Это было обусловлено тем, что модель имела отличные потребительские качества. Это хорошая грузоподъемность и большой объем багажника. Советский человек с этим автомобилем мог получать дополнительный заработок - правительству это было невыгодно, потому что можно было получить огромную дыру в бюджете.

Так, после открывания задней двери универсал очень легко мог превратиться из частного авто в производственное: в багажнике можно было разместить небольшой сверлильный станок или другое оборудование.

Машина эта стала доступна большинству только в начале 70-х, когда ее уже сняли с производства, новые авто вытеснили универсал из гаражей в государственных учреждениях. Единственным человеком, которому продали авто, был Юрий Никулин. Он точно обосновал, зачем ему необходим именно универсал: он был намерен перевозить в нем цирковой реквизит.

Внешний вид

За основу был взят дизайн третьей серии автомобиля ГАЗ-21. В сравнении с остальными, здесь специалисты решили полностью изменить все то, что уже было. Кузов отличался большим количеством хромированных деталей, спереди установили новую радиаторную решетку, которую затем в народе прозвали китовый ус. С бампера пропали клыки у автомобиля ГАЗ-22 универсал. С капота также убрали оленя. Это было сделано еще на 21 модели и не просто ради нового внешнего вида. Статистика показала, что в случае попадания автомобиля в ДТП с участием пешеходов тяжелые травмы наносятся именно данной эмблемой. Что касается автора, который разрабатывал дизайн, то это Лев Еремеев.

При разработке кузова он опирался на тенденции автомобильной моды той эпохи, а задавали последние модные веяния в тот период американцы.

Естественно, по меркам Запада внешний вид выглядел слишком устаревшим. Советскому человеку дизайн понравился: машина выглядела довольно свежей и многим казалась необычной. Но это касалось лишь предсерийных моделей. В момент запуска «Волги» в серию дизайн уже стал обыденным и не выделялся на дорогах.

Сегодня на дорогах осталось уже очень мало таких авто. Для любителей ретро-тематики предлагаются уменьшенные копии автомобиля ГАЗ-22 1:18 52.

Грузоподъемность

Рессоры в этой модели довольно жесткие. Это позволяло перевозить 5 пассажиров и еще до 200 кг различных грузов. Если же в салоне находился лишь один водитель и пассажир, в багажник можно было уложить более 400 кг.

Техническая часть

В конструкции автомобиля инженеры применили все то, чем был укомплектован одноименный седан третьей серии. Что касается силовых агрегатов, то их было три. Они имели различную мощность: 75, 80 и 85 лошадиных сил. Был еще в истории дизельный двигатель мощностью 65 л. с. 75-сильная комплектация была предназначена для использования в СССР, остальные собирались на экспорт.

В паре с двигателями работали трехступенчатые КПП. Это были полностью механические синхронизированные коробки. Инженеры подумывали об установке автомата, но эта идея по техническим причинам осталась нереализованной. Ходовая часть и детали интерьера были модифицированы под требования нового кузова, а вот мост остался без изменений.

1965 год принес всему модельному ряду «Волги» небольшую модификацию.

Так, были усилены лонжероны, дворники стали немного длинней, заменили ступичные подшипники. Также сменились и цифровые индексы. Базовая модель универсала стала называться 22В, а экспортная - ГАЗ М-22.

Технические характеристики

В кузове универсала могло разместиться от 5 до 7 человек. Автомобиль разгонялся до 120 км/ч - это была его пиковая скорость. Что касается времени разгона до 100 км, то для этого требовалось 34 секунды. Расход топлива составлял от 11 до 13,5 л на 100 км пути. КПП - трехступенчатая механическая, оснащенная синхронизаторами на второй и третьей передаче.

Передняя подвеска была пружинной, независимого типа с поперечными рычагами. Задняя же - зависимая, на рессорах. В ней работали гидравлические амортизаторы. Отзывы говорят, что машина имеет очень мягкую подвеску.

Рулевой механизм представлял собой глобоидальную В качестве тормозной системы использовались с одноконтурным приводом на гидравлике.