Европротокол и пву. Что нужно знать об оформлении дтп по европротоколу в ижевске Европротокол минусы

Много слышал про европротокол. Например, что юристы категорически не рекомендуют им пользоваться. Почему? Что с этим европротоколом не так?

Василий

Европротокол – система, которая позволяет оформить ДТП самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, а также убрать с дороги свои транспортные средства. Ее принципы полностью соответствуют новой норме законодательства, которая вступила в силу 1 июля 2015 года. Этот термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Европротокол возможен при следующих обстоятельствах:

  • в ДТП принимало участие не более двух автомобилей;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров;
  • не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП;
  • наличие ОСАГО у каждого из водителей;
  • если у участников ДТП нет разногласий относительно его обстоятельств, а также перечня и характера повреждений автомобилей.

Минусы европротокола

Рассказывает руководитель юридического отдела Агентства по урегулированию споров со страховыми компаниями Елена Чувашова.

1. Максимальный размер компенсации, которую выплатит страховая, составляет 50 тыс. руб.

2. На автомобиле могут оказаться скрытые повреждения, невидимые при беглом осмотре. Исправление некоторых из них порой обходится очень дорого. А водители, которые не являются экспертами, могут их не заметить.

3. При заполнении европротокола (это двусторонний бланк с двумя колонками, каждый водитель заполняет свою) обязательно должно быть написано, что виновник признает свою вину полностью и претензий не имеет. Если в протоколе будет фраза «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке пострадавшему будет отказано.

! Кстати, получить бланк можно в страховой компании при оформлении ОСАГО.

4. С момента ДТП в течение 5 дней оба участника должны отнести бланк в свою страховую компанию. Если нарушить это правило, потерпевший может также остаться без выплат.

5. В протоколе обязательно должны расписаться оба водителя. Если один из них не ставит свою подпись – европротокол недействителен, и нужно вызывать ГИБДД. Если есть необходимость внести корректировки или дополнения в документ извещения о ДТП после подписания и разъединения бланков, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

6. Если бланк порван, испорчен или трудночитаем, нужно заполнить новый бланк. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После заполнения бланков место ДТП можно покинуть. Если вы намерены обратиться в страховую компанию, приложите к заявлению свой экземпляр европротокола.

По данным Российского союза автостраховщиков, 12% из 1368 ДТП, которые произошли в Ижевске в 2015 году, были оформлены по европротоколу

В небольших авариях повреждения часто несоизмеримы со временем, которое нужно потратить на оформление ДТП. Решением стал европротокол, который заполняется на месте самими участниками инцидента без привлечения ГАИ. Здесь много плюсов: во-первых, не будет штрафа за создание аварии, во-вторых, на это уйдет не больше пятнадцати-двадцати минут, в-третьих, проезжающие водители не будут бросать на вас злобные взгляды - мол, тут создали пробку из-за царапины на бампере.

Сложностей тоже набирается прилично: то бланка нет, то максимально предусмотренной суммы потом не хватает для покрытия ущерба. Николай Гомин, директор аукциона «Автолот » по продаже разбитых автомобилей с КАСКО, объяснил все нюансы европротокола. К слову, сейчас максимальная сумма выплаты составляет 400 евро, идет обсуждение о поднятии лимита до 1000 евро . Увеличение порога до тысячи евро позволит оформлять без ГАИ аварии с более крупными повреждениями, что тоже будет экономить ваше время.

Первая проблема, с которой сталкиваются водители - отсутствие этого самого документа. Взять его можно в своей страховой компании, но при оформлении полиса «автогражданки» либо КАСКО обычно никто не вспоминает о европротоколе. При мелких авариях люди и рады бы оформить документ и быстро разъехаться по делам, однако бланка у них просто нет. Лучше взять у страховщика сразу несколько экземпляров. Они выдаются бесплатно, а лишними точно не будут. В этом мы убедились, когда составляли документ на импровизированное ДТП, сделав все правильно только с третьего раза (об этом читайте во второй части материала). Ни помарок, ни зачеркиваний не допускается . Поэтому важно, чтобы у вас всегда были с собой несколько экземпляров европротокола.

Придумываем ДТП. Случилась мелкая авария почти новых «бюджетников», популярных у белорусов: Nissan Almera на перекрестке задел Kia Rio , оба седана 2014 года выпуска. На Kia поцарапано крыло, у Nissan треснул бампер. Машины стоят на оживленном перекрестке - пр. Машерова и ул. Богдановича. Если оставить автомобили, минут за пятнадцать успеет собраться пробка. У вас есть выбор: либо ждать ГАИ, которое приедет к вам в течение некоторого времени, либо заполнить европротокол.

Можно составлять документ прямо на месте ДТП, не передвигая автомобили. Важно: сразу после ДТП все пассажиры должны отойти в безопасное место - на обочину или тротуар. Водитель должен выставить знак аварийной остановки. Знак нужно выставить не возле машины, а за 50-150 метров, в зависимости от интенсивности потока и скорости движения автомобилей. Иначе последствия могут оказаться гораздо хуже, чем помятая дверь или поцарапанное крыло. Вспомните, например, случай на МКАД в 2013 году, когда в сломавшийся Daewoo Matiz врезался МАЗ - в той аварии можно было обойтись без погибших, если бы водитель и пассажир неисправной легковушки перешли за ограждение кольцевой.

Главный нюанс - потерпевшей и виновной стороне необходимо сфотографировать место аварии с разных сторон. Нужно снять положение машин, дорожные знаки, несколько общих планов с ДТП, а также повреждения с близкого расстояния. На изображениях должно быть однозначно понятно, кто виновник аварии. Это обязательно нужно сделать до того, как убирать машины на обочину , чтобы не затруднять движение, и составлять европротокол. Может случиться так, что вы отъехали, а создавший аварию водитель мигом заявляет, что он невиновен и это вы нарушили ПДД. Фотографии будут доказательством вашей правоты. Для виновника также есть нюанс: потерпевший может на следующий день осознать, что ремонт обходится дороже 400 евро, пригнать автомобиль на место ДТП, вызвать ГАИ и сказать, что виновник съехал с места аварии. При этом виновник, на радостях и с мыслями «легко отделался», мог взять да и выбросить европротокол.

Возвращаемся к европротоколу. Необходимо сразу оценить полученный ущерб . Сделать это непросто - многие автовладельцы не знают (да и не должны знать), сколько стоит покраска элемента либо новая фара. В нашем примере автомобили почти новые и обслуживаются на официальных сервисах, поэтому звонок дилеру (на СТО) с вопросом о цене ремонта детали поможет определить сумму за восстановление повреждения. Следует узнать общую цифру: работы по снятию, покраске и установке элемента. Также уточните цвет машины - для разных оттенков стоимость работ может отличаться. Если автомобиль постарше, дилер не нужен - просто наберите любой сервис, занимающийся кузовным ремонтом. На всякий случай ищите сервис на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию. Тогда у страховой компании не будет к вам лишних вопросов, если вы решите восстановить автомобиль на том или ином СТО.

Основной момент при звонке - нужно точно определить, хватит вам 400 евро или нет. Названная сумма близка к предельной и нет уверенности, что этих денег будет достаточно - лучше не рисковать и вызывать ГАИ. Укладываетесь в максимум европротокола - просто заполняете со вторым участником аварии бланк и разъезжаетесь.

Чуть другая ситуация - когда машина имеет КАСКО . При подаче документов в страховую компанию появляется нюанс. В полисах КАСКО есть пункт: «N обращений без вызова ГАИ». Обычно их два-три. Подача европротокола означает как раз такой случай. Если исчерпаете лимит, в дальнейшем сможете заявлять о повреждениях машины только с протоколом от сотрудников Госавтоинспекции. Некоторые страховые компании готовы платить за обращение без привлечения ГАИ не более 5% от суммы автомобиля. То есть даже если ваша машина застрахована по КАСКО, вы все равно получите не более пяти процентов от ее стоимости, потому как не вызывали ГАИ для составления документов о ДТП. В случае с «бюджетником», как Nissan Almera или Kia Rio , 5% - это порядка десяти миллионов рублей, что примерно равняется максимальной выплате по европротоколу. В страховую компанию обращается только владелец машины, который указан в техпаспорте, либо лицо, у которого есть генеральная доверенность. При себе нужно иметь заполненный европротокол, техпаспорт, страховой полис, медицинскую справку (при наличии КАСКО) и сертификат техосмотра.

Рассмотрим другую ситуацию: виновник аварии сдавал назад и фаркопом повредил бампер вашей машины. Тот отъезжает, пластик вдруг выпрямляется, остается только мелкая царапина. Больше повреждений, казалось бы, нет. Потерпевший приезжает на сервис, и ему говорят, что сломаны внутренние крепления. Четырехсот евро на ремонт никак не хватит. Если при этом был оформлен европротокол, страховая компания не выделит больше этой суммы. Придется доплачивать из своего кармана, либо подавать на виновника аварии регрессный иск, чтобы получить недостающую разницу. Также на виновника может подать регрессный иск страховая компания по системе КАСКО, если стоимость восстановительных работ составила более 400 евро. Бывает, что участники ДТП неправильно оценивают ущерб и думают, что легко отделались, а потом нужно начинать судебное разбирательство. Такое часто случается с новыми машинами: вроде бы просто фронтальная решетка треснула, а потом оказывается, что она меняется только в сборе с бампером, который стоит больше 400 евро. Правильно оценивайте ущерб , о чем мы писали выше. Это важно как для виновника, так и для потерпевшего в ДТП.

Виновнику аварии нужно хранить европротокол и фотографии с места ДТП три года . Потерпевшая сторона, видя, что сумма ремонта превышает лимит выплаты по европротоколу, может выбросить свой экземпляр документа и обратиться в ГАИ с заявлением об аварии, виновник которой скрылся. Если же у создавшего ДТП водителя есть заполненный европротокол, претензий от ГАИ к автомобилисту не будет. Срок ответственности по линии Госавтоинспекции - два месяца. Установленный срок исковой давности - три года, поэтому документ лучше держать его у себя все это время. При подаче на вас регрессного иска европротокол может быть хорошим аргументом: второй водитель согласился с повреждениями, и кто знает, вдруг «доломал» какой-то элемент ради большей выплаты.

Есть несколько других важных моментов. Когда люди получили травмы и это необходимо зафиксировать, следует обращаться к ГАИ для оформления ДТП. Попавшая в аварию машина зарегистрирована в другой стране - вновь без Госавтоинспекции не обойтись.

Получается, что европротокол - удобный и быстрый способ разобраться с мелкой аварией. Но почему регулярно встречаются ситуации, когда из-за едва заметной царапины перекрыты два ряда из трех и скапливаются огромные пробки? Основная причина - люди боятся, что не получат страховой выплаты. К тому же у многих нет с собой бланков. Сам документ двойной, но заполнять его нужно только один раз: на вторую страницу вся информация продавливается - поэтому, кстати, лучше писать с сильным нажимом. После заполнения европротокола нужно внимательно проверить все записанные данные - не только свои, но и второй стороны. В случае любых неточностей страховая компания не примет документ и, само собой, выплаты не последует.


«Лично с моим автомобилем случались мелкие ДТП дважды. И европротокол был испытан в действии. Это действительно удобно. В одном случае после того, как мы освободили полосы движения, врезавшийся в меня водитель сказал, что он невиновен. Спасли фотографии с места ДТП, которые были сделаны мною сразу же после аварии», - рассказывает Николай.

Мы предлагаем вам, уважаемые читатели, попробовать свои силы в заполнении европротокола. Смоделируйте мелкое ДТП - например, вы остановились на светофор, а позади идущая машина не успела и ударила бампер вашего авто. Распечатайте копию бланка и заполните его с коллегой, родственником или знакомым. Через несколько дней мы опубликуем продолжение статьи, которое будет посвящено правильному составлению европротокола - и тогда вы узнаете, сможете получить 400 евро страховки или нет. Возможно, в будущем это пригодится. Ведь, как известно, лучше помучаться на учениях и чувствовать себя уверенно во время боя.

Станислав Иванейко

сайт попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

По новым правилам о прямом возмещении убытков оформить аварию можно без инспекторов ГИБДД. Это становится возможным, если ущерб не превышает 25 000 рублей. Но помните, что если в последующем вскроются дополнительные, скрытые повреждения, то этих денег может не хватить.

Как правило, страховщики не желают полностью компенсировать ущерб и сознательно занижают результаты оценки. Главный их козырь – отсутствие единой методики оценки. Фактически, «независимые» эксперты могут сами написать методику оценки и успешно по ней работать. Ситуация вряд ли изменится с введением прямого урегулирования убытков и европротокола, когда пострадавшие смогут обратиться за выплатой в свою страховую. Просто теперь компании будут договариваться между собой, какую сумму заплатить клиенту.

Воспользоваться европротоколом по ОСАГО можно только при очень многих условиях:

  • В аварии участвует исключительно два автомобиля;
  • Не причинен вред здоровью;
  • Сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Если же ремонт окажется дороже, то даже через суд компенсировать ущерб будет практически невозможно, ведь авария не оформлена в ГАИ.
  • Также упрощенное оформление ДТП не распространяется на так называемые «обоюдки».

В связи с нововведением страховщики боятся всплеска мошенничества, и подозревать будут каждого. Вполне возможно, что доказывать свою добросовестность придется в суде. Так что разгрузить дороги от пробок из-за мелких аварий с помощью европротокола не получится. Чтобы избежать проблем, автовладельцам придется оформлять столкновения по-старому.

Хитрая схема

Типичная ситуация: утром, в самый час пик, случилось мелкое ДТП (ущерб менее 25 000 рублей). Более 80% городских аварий носит незначительный характер, инспекторы выезжают на них в последнюю очередь. А наши водители опаздывают на работу и ждать несколько часов приезда ИДПС просто не могут.

Выходом в данной ситуации будет использовать по ОСАГО. Для этого достаточно заполнить извещение о ДТП, нарисовать там примерную схему аварии и получить подпись второго участника. После этого каждый отвозит документы в свою страховую компанию, ведь именно там определяю виновника. Как видим, сотрудники ГИБДД в данной цепочке полностью отсутствуют.

Если же обстоятельства происшествия не столь очевидны (есть разногласия), то можно пойти другим путем. Мало кто знает, что в России уже давно существует альтернатива европротоколу. Дело в том, что правила позволяют самим составить схему ДТП, а затем приехать на ближайший пост ГАИ, где и будет произведено дальнейшее оформление аварии. В этом случае, в отличие от европротокола, вы получите на руки реальные справки, а виновника аварии будет определять не страховщик, а дознаватель (группа разбора). Главное, очень тщательно составить схему, указав адрес, ширину проезжей части и расположение автомобилей. Здесь имеет значение каждая мелочь: разброс осколков, состояние дорожного полотна и погодные условия.

Помните, если есть хоть малейшие сомнения или разногласия в обстоятельствах ДТП, то лучше оформляйте все по полной программе и дожидайтесь приезда наряда ГИБДД.

Всё большее распространение получает оформление аварий без участия сотрудников ГИБДД, когда водителям приходится действовать самостоятельно.

Но к сожалению, не все автовладельцы знают, как правильно самим оформить ДТП. И зря. Потому что это очень удобная вещь, но неграмотное оформление аварии чаще всего приводит к невозможности получить возмещение по страховке.

Европротокол что это, как он работает, как проходит возмещение и какие подводные камни могут быть – всё это вы узнаете из этой статьи. Готовы? Поехали!

Европротокол – это оформление водителями документов о ДТП без вызова автоинспекторов. То есть это возможность для водителей самостоятельно для получения возмещения по . Действует на всей территории Российской Федерации.

Главный плюс европейского протокола – не надо ожидать приезда ГИБДД и заполнения бумаг. А также не придётся платить за нарушение ПДД . От этого выигрывают и другие водители, ведь попавшие в аварию могут практически сразу освободить дорогу, а значит, не будет пробки.

В каких случаях можно применять Европротокол

Оформить без участия работников ГАИ можно не всякую аварию. Должны быть соблюдены все следующие условия:

  • в аварию попало только два автомобиля , и кроме них ничего не повреждено;
  • нет пострадавших людей;
  • ответственность обоих водителей застрахована по ОСАГО или «Зелёной карте»;
  • участники происшествия имеют одинаковый взгляд на обстоятельства случившегося, виновность, размер ущерба.

А также стоит вызвать полицию, когда оппонент ведёт себя не адекватно, угрожает или . Кроме того, существует ограничение по сумме, необходимой на ремонт повреждений. Об этом читайте в подзаголовке: «Какая сумма выплаты».

Возможно оформление аварии с участием аварийного комиссара, но при этом теряется смысл Европротокола: сделать всё быстро и самостоятельно, и разъехаться.

Как выглядит документ для оформления ДТП самостоятельно

Единственным документом о ДТП для получения компенсации по «автогражданке» при Европротоколе является Извещение о ДТП, из-за чего часто сам документ называют не «Извещением», а «Европротоколом». Кстати, заполнять его необходимо и при оформлении ДТП сотрудниками полиции.

Форма его утверждена приказом МВД №155. Стандартный комплект включает в себя два соединённых бланка, с самокопирующейся стороной и инструкцию по заполнению. Как правило, синего цвета.

Лицевая сторона – самокопирующаяся, заполняется участниками ДТП совместно. Оборотная – каждым водителем по отдельности. В документе указывается сведения об участниках аварии, обстоятельства случившегося, схема ДТП, характер повреждений. Обязательны подписи участников, а при Европротоколе – и признание вины одним из них.

Где взять бланк Европротокола

Два комплекта бланков Извещения бесплатно выдаются каждому страхователю при покупке полиса ОСАГО. Если у вас почему-либо сейчас нет этих бланков, вы можете их также бесплатно получить в любом представительстве СК.

Для фиксации одного ДТП достаточно одного комплекта Извещения, причём неважно, кто из водителей его предоставит. В случае необходимости, его можно попросить у проезжающих мимо водителей или взять в ближайшем офисе СК.

Можно ли распечатать Европротокол самому

Образцы бланков находятся в свободном доступе. Их можно скачать с официального сайта РСА или . Причём самостоятельно распечатанные бланки имеют такую же силу, как и выданные СК, потому что нет никаких нормативных документов по внешнему виду и способу заполнения бланков, за исключением приказа, утвердившего форму.

То есть ДТП можно оформить и на самостоятельно распечатанных бланках. Но делать так я не советую, потому что:

  1. оригинальные бланки – самокопирующиеся , то есть писать придётся на них в два раза меньше, и отсутствует вероятность расхождения информации между двумя листами;
  2. СК может придраться к «неправильным» документам . Конечно, такие придирки незаконны, но вам ведь не нужны лишние проблемы, верно?

Какая сумма выплаты

Сейчас при самостоятельном оформлении документов по аварии страховая компания выплатит сумму, не превышающую 50 000 р. Исключение сделано для аварий, случившихся на территории Москвы, Санкт-Петербурга, а также Московской области и Ленинградской области, когда может применяться так называемый безлимитный Европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территории упомянутых субъектов, могут рассчитывать на возмещение до 400 000 руб., если они предоставят СК фото или видеозаписи происшествия и повреждений, а также координаты происшествия, зафиксированные с использованием системы ГЛОНАСС. Стоит отметить, что регион регистрации ТС или его владельца значения не имеет.

Примечание. С октября 2019 года безлимитный Европротокол будет действовать на таких же условиях уже по всей стране.

Чем опасен Европротокол?

Водители, зафиксировавшие аварию оформлением Европротокола, не могут требовать от страховой компании свыше указанных сумм. Ну разве что докажут в суде, что их заставили подписать Европротокол против их воли, что, поверьте, непросто. Поэтому очень важно помнить до какой суммы без ГИБДД составляется извещение. Если возмещения на восстановление авто не хватит, требования можно предъявлять только к виновнику.

Поэтому и виновнику, и потерпевшему нужно как следует подумать, покроет ли выплата в 50 тыс. руб. повреждения или нет. Если есть сомнения, пусть аварию оформят должностные лица.

Примечание. Стражи порядка вполне законно могут отказаться выехать на место происшествия, если нет пострадавших. Обычно участникам мелких аварий предлагаются два варианта:

  • оформить Европротокол ;
  • приехать на ближайший пост ГИБДД для фиксации аварии там уже с участием должностных лиц.

Исключение сделано для случаев, когда человек, получил при аварии телесные повреждения, которые проявились после оформления ДТП. В таком случае он имеет право на обращение в СК причинителя вреда для получения компенсации за .

Сроки подачи заявления и выплаты

В этом смысле Европротокол ничем не отличается от получения выплаты в обычном порядке. Те же 5 суток на направление Извещения своему страховщику, причём виновник тоже обязан сделать это, иначе ему грозит регресс.

Направить на ремонт или выплатить деньги страховщик должен в течение 20 дней (считаются только рабочие), как и при любом страховом случае. Для договоров ОСАГО, оформленных после 28.04.2017, есть вариант возмещения, когда автовладелец по договорённости со страховщиком самостоятельно организует ремонт на станции автотехобслуживания, с которой у СК заключён договор. В таком случае выплата должна быть сделана не позже 30 дней.

Получение возмещения

Всего существует два варианта получения компенсации:

  • ремонт на автотехстанции , с которой у СК заключён договор, оплачиваемый СК;
  • выплата денежных средств.

Для полисов ОСАГО, приобретённых с 28 апреля 2017 года для легковых авто, принадлежащих гражданам, действуют новые правила получения возмещения. Теперь возмещение по умолчанию можно получить только в натуральном виде.

Ремонт по Европротоколу

Возможны два способа осуществления ремонта:

  • страховая направляет ТС на ремонт , который сама оплачивает;
  • потерпевший по согласию со страховщиком сам отправляет своё авто на ремонт , платит за него опять же страховщик.

В обоих случаях станция техобслуживания выбирается потерпевшим из списка, предложенного СК. При осуществлении урегулирования убытков по одному из этих вариантов износ ТС не учитывается, в отличие от всех остальных способов получения компенсации.

В исключительных случаях, можно получить и денежную компенсацию. По Европротоколу это могут быть такие ситуации:

  • стоимость ремонта оказалась больше лимита компенсации по Европротоколу;
  • страховщик не может организовать ремонт на СТО , соответствующей требованиям нормативных и правовых актов;
  • потерпевший является инвалидом , который имеет ТС в соответствии с медицинским показаниями;
  • по письменному соглашению со страховщиком.

Отдельного рассмотрения, на мой взгляд, является первый пункт, так как он является наиболее типичным при оформлении Европротокола.

Если ущерб больше суммы по Европротоколу

Как я уже писал, для большинства случаев максимальная выплата при самостоятельном оформлении дорожного происшествия составляет 50 000 р. И случается так, что водители неверно оценивают ущерб на месте аварии, при детальном осмотре выявляются скрытые повреждения, и сумма ущерба превышает допустимую по Европротоколу. Требовать больше установленной законом суммы со СК нельзя. Поэтому возможны два варианта:

  • ремонт на СТО от страховщика со своей доплатой (которую потом можно потребовать с виновника в гражданском порядке);
  • получение денежной компенсации . Но при этом выплата будет произведена с вычетом износа.

Какой вариант предпочесть надо смотреть отдельно по каждой ситуации.

Если виновник не направил страховщику Извещение

Эту ситуацию надо рассмотреть в двух сторон: для виновника и потерпевшего. Если причинитель вреда не выполнил свою обязанность по направлению своему страховщику принадлежащей ему части бланка извещения совсем или не вовремя принёс её, то он по пп. «ж» п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» получит регрессное требования от СК. Все деньги, затраченные ей на возмещение ущерба, должен будет заплатить ей причинитель вреда.

Для потерпевшего это не должно играть никакой роли. Если он выполняет свои законные обязанности, он вправе получить компенсацию. Он не обязан отвечать за действия второй стороны. Выяснять отношения с виновником должна СК.

Так что, если СК отказывает урегулировать убытки, потому что виновная сторона не предоставила бланк Извещения, знайте, это незаконно. И получить возмещение можно.

Что делать если виновник не едет в страховую

То же касается и непредставления автомобиля для осмотра. От действий оппонента не должен страдать потерпевший. Виновник не показал автомобиль СК по её требованию – получит регресс.

Потерпевшего это не должно касаться. Он предоставил необходимые документы – имеет право получить возмещение.

Отказ в выплате

Сначала необходимо понять, почему именно СК отказывается компенсировать ущерб. Обычно, при Европротоколе страховщики приводят один из этих доводов в качестве обоснования отказа:

  • ошибки в заполнении Извещения;
  • неисполнение виновником положенного по закону.

Если Европротокол заполнен действительно с ошибками (что достаточно часто бывает, когда водители заполняют его первый раз, волнуются), то самым простым и эффективным методом разрешения этой проблемы будет договориться с оппонентом и вместе с ним заново переписать Извещение.

Очень редко СК придираются к мелким недочётам, не влияющих на правильность оформления документа. Это уже неправомерный отказ.

А также наиболее распространена вторая упомянутая выше причина – причинитель вреда не показал свой автомобиль, не сдал Извещение и т. п. Эти обстоятельства не дают законной причины, чтобы отказать в компенсации, поэтому придётся добиваться справедливости жалобой, досудебной претензией, и, возможно, тяжбой. Но закон на вашей стороне, поэтому не сомневайтесь в победе над страховщиком в суде.

Бывают и случаи, общие для любого порядка оформления ДТП, например, когда страхователь не уведомил в срок СК. Все эти случаи также разобраны в статье, на которую дана ссылка выше.

  • пользуйтесь Европротоколом , это действительно быстро и удобно;
  • правильно оценивайте ущерб , в случае сомнений откажитесь от упрощённого оформления;
  • внимательно изучите, как правильно писать Извещение , тщательно проверяйте правильность его составления. Инструкция всегда прилагается к бланкам;
  • не забывайте о необходимости направить извещение в СК, обязательной для каждого из участников;
  • помните об обязанности предоставить авто для осмотра . Ремонтировать ТС до окончания срока в 15 дней с даты аварии (без учёта нерабочих) нельзя.

Заключение

Теперь, думаю, вы хорошо представляете, что такое Европротокол, и когда его действительно стоит применять.

А вам приходилось самостоятельно фиксировать ДТП? Или, может, у вас возникли вопросы по теме материала? И в том и другом случае для общения есть форма комментариев. Пишите смело!

Видео-бонус: 5 жёстких случаев похищения трупа .