Как пользоваться скоростным велосипедом. Велосипедные передачи: оптимальное количество, правила переключения

В нашем детстве все было просто – ни о каких передачах мы не слышали, ездили на одной скорости. Со временем все усложняется, и сейчас нам доступны модели велосипедов, на которых количество передач может доходить до тридцати! Как же справиться с управлением всей этой сложной системой?

Правильное переключение передач на велосипеде

Давайте разберемся, что представляют собой эти передачи вообще. Мы имеем две группы звезд – задние (так называемые ведомые, от 6-11 штук, в нашем случае их 7) и передние (они же ведущие, в нашем случае их три, хотя бывает и меньше).

Эти звезды различны по размеру, от маленьких до больших, за счет чего можем управлять скоростью движения и маневренностью нашего транспорта, примерно, как с помощью коробки передач на автомобиле.

В итоге диапазон скоростей современных велосипедов будет колебаться от 18 до 30, самый распространенный из них – 21-скоростной.

Правильное переключение передач способствует комфорту езды, велосипедист меньше устает сам и не подвергает свое средство передвижения преждевременному износу.

Попробуем сформулировать основные принципы переключения скоростей, которые применимы как к 21-скоростному велосипеду, так и для всех остальных, имеющих больше одной скорости.

Как переключать передачи — правила

  1. Чем выше подъем, тем легче передача, и наоборот – для спуска. При этом следует ориентироваться на усилие, которое вы ощущаете в педалях. Как только почувствуете тяжесть, сбрасывайте передачу, если же крутить стало слишком легко — можно повысить.
  2. Переключать передачи следует перед подъемом или спуском, а не во время них. Переключение под нагрузкой может привести к повреждению цепи или самого переключателя. На такой режим эксплуатации рассчитаны только профессиональные группы оборудования.
  3. Необходимо правильно выбрать удобную частоту вращения, чтобы не тратить силы даром и обезопасить себя от риска получения травмы.
  4. Если вы собираетесь переключать скорость, ни в коем случае нельзя крутить педали назад. Это может привести к повреждению цепи.
  5. В тот момент, когда вы меняете скорость, нужно уменьшить усилие на педали. Этим вы обеспечите мягкий переход на другую скорость, что благоприятно для трансмиссии.
  6. Реально применять около 4/5 из всех возможных передач, так как некоторые из них вызывают преждевременный износ цепи и звезд. Нельзя допускать перекоса цепи, а это происходит, когда используются обе малые или обе большие звезды спереди и сзади.

Уже мало кого удивишь велосипедом с передачами, сегодня можно увидеть даже , но как правильно их переключать и нужны ли передачи вообще?

Многие взрослые, которые привыкли к советским «Аистам» нередко говорят, зачем нужны передачи на велосипеде , я вон все детство «откатал» с одной передачей и меня вполне все устраивает. Думаю все согласятся, что прогресс не стоит на месте, раньше компьютеров тоже не было, и все приходилось писать вручную, переписывать целые тетрадки, а сегодня один раз нажал на кнопку, распечатал то, что надо и все, и никто не говорит зачем нам компьютер, потому что удобно, просто и эффективно. Вот и передачи в велосипеде нужны примерно для этих же целей.

Передачи позволяют ехать быстрее, тратить меньше усилий на движение и преодоление каких либо препятствий, а в некоторых случаях на велосипеде с одной передачей вообще невозможно проехать (к примеру подняться на крутую горку).

Так как же правильно переключать передачи?

Существует несколько основных правил как нужно правильно переключаться, усвоив которые Вы не получите травм и не нанесете вреда велосипеду

— Передачи следует переключать только во время движения, желательно перед движением проверить не стоит ли другая передача. (если у вас велосипед с планетарной втулкой — это правило к вам не относится).
— Не переключайте передачи под нагрузкой, например если вы поднимаетесь в горку или преодолеваете препятствие, позаботьтесь о том что бы переключить их заранее.
— Если вы только осваиваете навык переключения, не переключайтесь сразу на несколько передач, делайте это поэтапно: дождитесь пока переключится одна передача, а потом переходите на следующую.
— Существует понятие «перекос цепи» не рекомендуется ездить в таком положении. (когда цепь стоит на разных крайних звездах, например спереди на первой, а сзади на последней и наоборот)

— Не смазывайте цепь и звездочки густой смазкой (солидол, литол, и т.д.), используйте специальную силиконовую смазку или жидкое масло.

Переключение передач в деталях:

Сегодняшний стандартный велосипед имеет трансмиссию 21-24 передачи (так же могут быть с 5,6,7,18,21,24,27,30 передачами).

От чего зависит количество передач?

Система исчисления проста, количество передних звезд умножается на количество задних, т.е. каждая передняя звездочка может работать с каждой задней. (но нестоит забывать про «перекос»)

Рассмотрим трансмиссию с 21-ой передачей:

Спереди будет установлена система на три звезды, сзади кассета или трещотка на 7 звезд. Нумерация звезд начинается от рамы, т.е. первая звезда спереди самая маленькая, а первая звезда сзади самая большая.

Так где и как использовать эти звезды?

Правило такое — чем больше звездочка спереди и чем меньше звездочка сзади — тем быстрей скорость, но нужно прикладывать больше усилий. В рассматриваемой нами трансмиссии это будит комбинация 3 спереди 7 сзади.

Эту комбинацию обычно используют на ровном асфальте, при езде с горки, когда не ветреная погода.

Комбинация 1 спереди 1 сзади это самый легкий режим, (педали крутятся очень легко, но скорость маленькая) его обычно используют для езды по неровной дороги с препятствиями, при подъеме в горку.

Средняя комбинация 2-я звездочка спереди, 3-5 сзади, обычно используют в прогулочном режиме и для повседневной езды.

Так же следует учитывать, что каждый человек индивидуален и каждый по разному физически развит, кому-то будет сложно ездить даже в среднем режиме, а кому-то будет не хватать даже комбинации 1-1. Это еще одно преимущество велосипедов с передачами, каждый может включить скорость на которой будет чувствовать себя комфортно в любой ситуации.

Ну и конечно не стоит смотреть на переключатель, вы должны делать это на автомате. Стоит так же отметить, что на практике используются 2-3 передачи. Поэтому если вы новичок не стоит гнаться за максимальным количеством передач.

Если вы никогда раньше не ездили на скоростном велосипеде, то наличие рычажков на руле и ряд звездочек на шатуне и кассете наверняка вызывает у вас множество вопросов. Кроме того, порой и счастливые владельцы велосипеда со скоростями или простенького горного велосипеда с трудом понимают, зачем вообще нужны скорости.

На ровной дороге с хорошим покрытием без переключения передач вполне можно обойтись. Велосипедист просто подбирает оптимальное для себя положение цепи и удобное передаточное соотношение. Скорость велосипеда тут определяется упрямством и физической формой. Но лучше уже и тут научиться играть передачами, подбирая оптимальный каденс в зависимости от угла наклона и дорожных условий. Излюбленное передаточное соотношение большинства новичков 2-5 или 2-4.

Чтобы заехать в горку, проехать по песку или снегу, одного соотношения скоростей будет недостаточно. На велосипедах с одной скоростью в такой ситуации все зависит только от интенсивности педалирования, силы мышц велосипедиста, техники катания и умения вовремя «тянуть».

Наличие передач сильно упрощает этот процесс, но только при условии, что скорости переключаются правильно и своевременно. Кроме того, не нужно забывать и о здоровье коленных суставов. Гораздо полезнее, если на сложных участках колени не перегружаются, а делают больше движений – т.е. каденс больше.

Устройство переключателя

Для того, чтобы правильно пользоваться переключением передач, нужно понимать принцип его работы. Принцип работы трансмиссии велосипеда строится на том же передаточном отношении из школьной физики. Так работают все механические коробки передач. Для упрощения – если маленькая звезда крутит большую – это силовая пониженная передача (т.е. можно ехать в горку без усилий), а если большая крутит маленькую то всё наоборот. Это будет скоростная передача или повышенная.

Соответственно, на велосипеде мы имеем передачу открытого типа. Впереди большие звезды (2-3 штуки в стандартном случае), а сзади кассета из 5-8 звезд. Остается перекидывать цепь между ними. Для этого и служит переключатель передач (как передний, так и ).

Перемещение цепи по блокам обеспечивается передним или задним переключателем, а переключатель связан с рычажками на руле велосипеда (манетками). Правый триггер обычно регулирует положение спереди, левый – сзади. Комбинируя различные положения цепи на звездах, велосипедист варьирует скорость движения велосипеда, а вместе с этим меняется передаточное отношение, а следовательно – и мышечное усилие, необходимое для получения результата. Переключение на переднем блоке позволяет радикальнее менять передаточные отношения и быстро перескакивать между основными режимами. Перемещение по кассете даёт возможность более точно подобрать нужное соотношение.

Для чего нужны передачи

Чем больше звездочка сзади, тем ниже будет скорость велосипеда, но тем меньше усилий понадобится для кручения. Низкая передача идеально подходит для подъема в гору, езды по песку, неровному грунту или снегу. Колесо перемещается медленно, но с огромной силой. Соответственно, если застрять в грязи – это идеальное соотношение.

Высокая передача обеспечивает быстрый набор скорости, но в то же время требует от велосипедиста больших физических усилий. Она хороша для скоростного перемещения по дорогам с ровным покрытием, а также для движения по спуску.

Как правило, в каждой ситуации со временем подбирается наиболее удобное соотношение передач. Велосипедисты со стажем даже не задумываются над этим, переключая скорости автоматически. Новичку нужно устанавливать все опытным путем, ведь скорость велосипеда будет зависеть не только от передач, но и от физического состояния наездника. Как мы уже говорили ранее – ездить на одной передаче, имея скоростной велосипед очень плохо. Как минимум, быстрее стирается кассета да и велосипед со скоростями тогда не нужен. Но в первую очередь это демонстрирует неумение использовать технику.

Как правильно пользоваться передачами?

Механизм переключения скоростей сильно подвержен воздействию неблагоприятных факторов. Для того, чтобы он служил долго и никогда не подводил, следует с самого начала соблюдать несколько основных правил.

После покупки нового велосипеда первым делом нужно настроить систему переключения скоростей. Если она уже настроена и работает стабильно, то конечно же, лезть в неё не нужно. О том, как это сделать, мы расскажем в другой статье. Например, о заднем переключателе.

  1. Переключайте на ходу

Переключать передачи можно только во время движения велосипеда. В неподвижном состоянии манетка тоже сработает, но цепь положения не изменит. Затем, после начала движения, произойдет резкий скачок с одной звезды на другую. Это может привести к соскакиванию цепи или ее застреванию между звездочками.

  1. Переключайте заранее

Переключать скорости можно только при отсутствии нагрузки на педали. При подъеме вверх, преодолении неровностей или быстром вкручивании нагрузка максимальна, и скидывать передачи уже поздно. Об этом всегда нужно заботиться заранее. Например, если вы видите перед собой подъем, то переключиться нужно как минимум за несколько метров до него. В противном случае, механизм попросту может не сработать. Кроме того, появляется вероятность повреждения звезд и разрыва цепи. Однако, и на горе можно переключаться. Высококачественное оборудование позволяет это делать. Но как с дорогим качественным обвесом, так и с самым простым переключателем есть способ переключения на горе. Достаточно разогнать велосипед до появления инерции, потом ослабить нажатие на педали и, вращая педали, пока велосипед едет по инерции (или находится в точке равновесия), сменить передачу. В этом случае, переключение не вызовет сложностей.

  1. Переключайте поэтапно

По этой же причине на недорогих переключателях нельзя одновременно скидывать или поднимать передачу сразу на несколько значений. Это нужно делать поэтапно: щелчок -> перемещение цепи -> несколько оборотов педалей -> щелчок-> и так далее. В случае, если вы пытаетесь перекинуть через несколько звезд, нужно будет удостовериться, что цепь заняла нужное положение и только после этого прилагать усилия.

  1. Избегайте перекосов

Есть такое понятие, как запрещенные передачи. Переключая скорости во время катания, следите за тем, чтобы не было сильных перекосов цепи. Если спереди цепь находится на крайней внешней звезде, а сзади – на крайней внутренней (или наоборот), то, помимо вероятности соскальзывания цепи, возникает опасность её преждевременного износа и повреждения механизма. Чем более параллельно она будет расположена по отношению к раме, тем лучше. Оптимальные сочетания переднего и заднего положения цепи можно обозначить так:

  • 3 — большая передняя – 4-8 задняя
  • 2 — средняя передняя – 3-6 задняя
  • 1 — малая передняя – 1-3 задняя.

Лучший способ переключения передач на велосипеде

Как уже говорилось, переключать передачи можно только под минимальной нагрузкой на педали.

Поэтому оптимальная схема переключения скоростей выглядит так :

  1. Интенсивно педалируя, разгоните велосипед .
  2. Затем прекратите крутить педали . Момент, когда велосипед еще движется по инерции на высокой скорости без помощи велосипедиста, оптимален для переключения передач. Если речь идёт о горе, то нужно почувствовать точку равновесия (хотя, если сил хватает до разгона для движения по инерции – так даже лучше).
  3. В этот момент нужно щелкнуть манеткой и услышать характерное перекидывание цепи.
  4. После нажатия снова начинайте крутить педали – как минимум до момента, пока не услышите щелчок перескочившей на соседнюю звезду цепи . Если щелчка не было, или вместо него вы слышите треск зависшей в неопределенном положении цепи, немного надавите на ту же манетку, не нажимая на нее до конца. При этом продолжайте крутить педали. Цепь сменит положение в течение нескольких секунд. Однако, методика работает только в случае, когда у нас прямая тяга. Поэтому, фокус сработает только в тех случаях, когда переключение (причем вверх или вниз) обеспечивается натяжением тросика. В противном случае толку мало. Тогда можно просто перекинуть на следующую передачу, услышать переключение и вернуть ручку обратно. Правда цепь может и проскочить нужную звезду. Такое происходит на недорогих низкокачественных переключателях или на неправильно настроенном оборудовании.

Если вы все делаете правильно, но передачи все равно переключаются с трудом, обратите внимание на состояние цепи и звездочек. После каждого катания они обязательно должны быть очищены от грязи и лишней влаги. Особенно важно это при Цепь нужно смазывать как можно чаще – зимой перед каждой поездкой, летом раз в неделю. Причина неполадок с переключением может крыться и в износе механизма. Если вдруг цепь начинает проскальзывать прямо по зубчикам – значит настало время менять или кассету, или соответствующую звезду. Также, если переключатель уже старый, то могли ослабнуть возвратные пружины и сбиться позиционирование. Такое оборудование настроить на идеальную работу точно не выйдет.

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на , но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда, значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.

Тренировка и подготовка

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.


Планетарная втулка и дисковый тормоз

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.

Как правильно переключать скорости велосипеда нужно знать не только велосипедистам спортсменам, но и всем остальным людям, у которых на велосипеде несколько передач. Этот навык позволяет выжать из велосипеда максимум, при этом затратить меньше усилий, сохранить свое здоровье и увеличить срок службы цепи, звезд системы и кассеты.

Правила переключения скоростей велосипеда

У большинства современных велосипедов цепная трансмиссия. Усилие с ног велосипедиста передается через , далее усилие передается при помощи на , а дальше усилие передается на колесо и раскручивает его. А переключение скоростей велосипеда происходит путем перескакивания цепи со звезды одного размера на звезду другого размера. Очень важно когда и какую передачу лучше использовать. Существуют несколько правил переключения скоростей:

  1. Переключать скорости велосипеда следует только во время движения;
  2. При переключении скоростей снизьте давление ног на педали велосипеда. Особенно тяжело приходится , так как он работает с цепью в месте ее постоянного напряжения;
  3. Старайтесь не переключать скорости при подъеме в горку, выбирайте передачу перед подъемом. Для переключения скоростей во время подъемов нужно иметь достаточный опыт и хорошо "чувствовать" велосипед;
  4. Не переключайте сразу по несколько скоростей. Переходите на следующую скорость постепенно, после того, как цепь полностью перешла на предыдущую;
  5. Не допускайте большого перекоса цепи велосипеда.

Как переключаются скорости на велосипеде

Большинство современных велосипедов имеют 2-3 ведущих звезд (спереди) и 7-10 ведомых звезд (сзади). Передние звезды имеют нумерацию от маленькой к большой, а задние наоборот, от большой к маленькой.

Рассмотрим велосипед у которого три ведущих звезды и восемь ведомых 3*8.

Большую переднюю звезду следует использовать только при езде по хорошей ровной дороге, когда нет сильного встречного ветра. Вместе с этой звездой используются ведомые звезды №№ 4-8;



На средней ведущей звезде следует ездить по грунтовке, плохому асфальту и не рыхлому песку. Вместе с ней используются ведомые звезды №№ 2-6. На средней звезде очень удобно ездить в плотном городском трафике и при сильном встречном ветре;


Маленькую переднюю звезду используют при подъеме в горку, при езде по грязи, болотистой почве, песку или густой траве. Вместе с этой звездой включайте задние звездочки №№ 1-5.


Старайтесь не допускать сильного перекоса цепи, это может сильно сократить срок ее службы.



Какие передачи выбирать

Существует такое понятие как "каденс" - частота вращения педалей велосипеда. Он измеряется в количестве оборотов в минуту. Из-за физиологии человека нормальный каденс равен 80-110 оборотов в минуту. При более медленном вращении жидкость в коленном суставе более вязкая и суставу тяжелее выполнять свои функции, а при более быстром сустав получает излишнюю нагрузку. Также надо помнить, что для коленного сустава вредно напряжение, и чем больше сустав напряжен, тем больше в нем трение.

Исходя из вышесказанного следует, что выбор передачи заключается в том, чтобы держать каденс на уровне 80-110 оборотов в минуту, при этом с неизменным усилием на педали и чем усилие меньше тем лучше. Понятно, что в горку напряжение ног будет большое, но на ровной дороге можно подобрать передачи при которых вообще не нужно будет напрягаться, а педали будут поворачиваться под тяжестью ног.

Не следует сразу стартовать с высоких передач. Начинать движение следует на легких скоростях, разогреть мышцы, раскрутить педали до нормального каденса и далее начать переключать скорости в сторону повышения.