Образец полиса осаго. Что такое электронный полис осаго и как им пользоваться? Предъявление повреждений при страховом случае

Масштабная реформа по замене документов на ТС почти у 42 миллионов автомобилистов потребует немало времени. Она позволит избавиться от мошенников, а еще предоставит владельцам официальных полисов премиальные выплаты и скидки.

Расскажем, как пройдет процедура заменения документов на ТС.

Замена полисов ОСАГО в 2019 году

Получить новую форму полиса можно только в офисе страховой организации , посетить его необходимо лично.

В соответствии с планами Российского союза автостраховщиков, замена полисов касается только тех автомобилистов, которые меняли или получали новые полиса с июля-августа 2016-го.

Процедура замены документов на ТС бесплатна .

Получить готовый документ вы можете также лично - но, если у вас оформлена курьерская доставка, то специалист привезет новое свидетельство в назначенное время и место.

Обратиться в компанию с данной просьбой можно в любое время. Точной даты обмена полисов не установили, поэтому и требовать от владельцев ТС оформления нового документа в обязательном режиме не будут.

Процесс замены полисов разделен на несколько этапов.

Замена страховых свидетельств поможет:

  1. Перейти на новый уровень сохранения и защиты данных автовладельцев и их транспортных средств.
  2. Приостановить деятельность мошенников, которые изготавливают и продают поддельные полисы, выдавая себя за официальных представителей.
  3. Пресечь бесконтрольное распространение старых, неиспользованных бланков полисов.
  4. Показать автовладельцам, что им проще приобрести новое свидетельство, нежели приобретать старый. Кстати, купив старый образец, им все равно придется покупать новый полис.
  5. Сохранить за владельцами авто все льготы и премии, которыми они могут воспользоваться, если будут оформлять новый, официальный полис.

Все важные моменты процедуры замены полисов ОСАГО:

  1. Процедура замены полисов полностью бесплатная.
  2. Бланки нового типа выдаются только автомобилистам, которые оформляют новую страховку на ТС , например - на новую машину или на старую, если закончился срок действия свидетельства.
  3. Владельцам машин, на которых оформлен старый полис, потребуется немного времени. Решают, когда они смогут обратиться в службу ОСАГО для замены: в любое время или только по истечении его срока действия.
  4. Полисы нового типа имеют высокую степень защиты. Подделать их полностью практически невозможно.
  5. Политика выдачи полисов ужесточена , выдают документ строго только официальным представителям ОСАГО. Кроме того, жестко контролируется выданное количество полисов. Излишков не должно оставаться.
  6. Страховщик несет полную ответственность за бланки нового образца.

Заметьте , что в России 42 миллиона автомобилей, на которых требуется оформлять полиса. Из этого количества 1 миллион – подделка.

Данная мера введения новых документов поможет избежать изготовление подделок и побудит автомобилистов приобретать только официальные полисы ОСАГО.

Надо ли менять электронный полис ОСАГО на новый?

Будущая реформа не коснется владельцев авто, имеющих так называемые «е-полиса» . Они хранятся в базе данных ОСАГО, но на руках у автомобилистов имеется бумажная копия, и то это - не обязательное требование.

Заменять ее, да и сам электронный полис, не придется.

Пока в зарубежных странах действует практика предъявления бумажных копий таких полисов. Представители ГИБДД говорят, что для проверки нужно будет россиянину предоставить распечатанную версию.

Электронный полис может иметь любой автомобилист, оформить его можно через онлайн форму по Интернету.

Заметьте, что с 1 января 2017 года все страховщики, работающие с обязательным автострахованием, обязаны выдавать электронные полиса ОСАГО.

Сегодня такой е-полис помогает владельцам ТС избежать:

  1. Оплаты допуслуг, которые может навязать страховщик. Например, страховка жизни и страховка ТС – совсем разные понятия, однако многие страховщики пытаются навязать страхование жизни водителя.
  2. Неверное расчета коэффициента бонус-малус, который получает гражданин за безопасную и безаварийную езду.

Кроме того, такой полис помогает решить проблему с обменом бумажной страховки. В будущем вам не потребуется вообще менять какое-либо свидетельство, сведения ведь будут внесены в систему союза автомобилистов.

Действителен ли старый полис ОСАГО в 2019 году?

Конечно, если этот полис не являетсся подделкой.

Заметьте, документ-подделка лишит водителей имеющихся скидок и премиальных выплат , например - за безаварийную езду. Кстати, будет влиять и срок оформления страховок на ТС.

Приведем пример: гражданин Иванов купил поддельный документ на свое авто. Он не знал об этом и ездил на машине в течение 1,5 лет. В один день его остановил сотрудник ГИБДД и попросил предоставить полис. Иванов без зазрения совести показал документ. Оказалось, что страховка ОСАГО была куплена у мошенников.

Так, Иванову пришлось менять полис. Он лишился премий по КБМ, так как минимум 1 год не оформлял страховку на авто.

Как выглядит новый полис ОСАГО - сравнение нового и старого бланков ОСАГО

Обязательное страховое свидетельство на ТС старого типа выглядело так:

Новый полис теперь такой:

Расскажем, что изменилось в бланке:

  1. Первое, что бросается в глаза – цвет документа. Теперь он розовый, а раньше был зеленый.
  2. На фоне выражено видно, какие графические узоры для защиты были добавлены. Самое сложное – цветовая растяжка цвета от желтоватого к розовому и сиреневому оттенку. Такое вряд ли кто-то подделает.
  3. Шрифт написанного текста, строк и пунктов стал крупнее и читабельней. Такие буквы лучше воспринимаются.
  4. Появились новые, более сложные водяные знаки. Изменился размер старых знаков, а также их место расположения. Если просветить бланк, то на нем можно увидеть несколько авто и логотипы РСА.
  5. Добавили металлизированную нить с надписью «полис». Это сделано впервые! Но эксперты говорят, что злоумышленники смогут изготовить такую же нить в течение 2 лет. Поэтому защищать она будет в течение этого периода.
  6. На бланке справа, сверху появится двухмерный QR-код. С помощью современных технологий автомобилист сможет узнать по нему информацию о своей страховой компании, сведения о машине, а также данные аварийной базы АИС РСА.

Конечно же, это не все защитные элементы и данные, которые содержит новый полис ОСАГО 2019.

Рад снова приветствовать всех своих читателей и подписчиков на страницах моего блога!

В сегодняшней статье я расскажу вам как выглядит полис ОСАГО.

С 1 июля 2016 г., по мартовскому решению президиума Российского союза автостраховщиков (РСА), проходит внедрение новых бланков ОСАГО, с усиленной защитой от подделки.

И в связи с этим, каждому автомобилисту будет очень полезно представлять себе, как должен выглядеть полис нового образца. К тому же в сети имеются вопросы по поводу некоторых блоков на старых бланках, которые до сих пор выдаются и полностью актуальны.

Ясная ориентация рядового страхователя (клиента) в дизайне полиса дает ему существенные преимущества. Это позволяет лично на месте заключения договора со страховой компанией (СК) проверить заполненный сертификат. Ведь случайное или намеренное неверное заполнение автогражданки может принести в будущем немалые хлопоты.

За тринадцать лет существования в России автогражданки внешний вид данного страхового полиса менялся неоднократно. На сегодняшний день дизайн этого документа имеет высокое соответствие по удобству заполнения и читабельности.

Особенных сложностей в понимании предназначения того, или иного блока данной страховки нет, однако некоторые из них требуют дополнительных разъяснений.

Что ж, давайте приступим.

Общие свойства бланка

Бланки полиса ОСАГО печатаются на «Госзнаке» и имеют характерные для продукции этого предприятия характеристики:

  • Плотная бумага для документов, покрытая светло-зеленым качественным микросетчатым защитным орнаментом;
  • Бланк имеет структуру водяных знаков – «РСА» с эмблемой этой организации;
  • В тело бланка внедрены защитные полимерные волокна и металлизированная полоса, которые видны с обеих сторон;
  • Слева вверху расположен уникальный для каждого документа серийный номер, который имеет хорошо ощущаемое с обеих сторон рельефное тиснение.

Кстати, размер страхового сертификата специально выполнен в несколько большем формате (примерно на 1 см), нежели стандартный лист А4.

Полисы ОСАГО бывают двух разновидностей:

  • Однослойные – применяются в офисах страховых компаний, где все данные в необходимые поля вносятся посредством специального принтера.
  • Двухслойные (самокопирущиеся) – с дополнительной желто-белой копией. Они предназначены в основном для внештатных страховых агентов, которые заполняют поля от руки и которым нужна копия для отчета перед своей страховой о сделке.

Причем, эти двухслойные полисы давно намереваются запретить, т.к. они легко подделываются – в нужных местах разными йодистыми составами и перекисью вытравливаются надписи, сделанные шариковой ручкой, а на их место прописывается что угодно. Визуально различить подобную химию тяжело.

Структура страхового полиса ОСАГО

Шапка

Штамп

Справа в шапке полиса предусмотрено место для штампа вашего страховщика. Не путайте его с печатью, которая ставится в самом низу. Тут возможны два варианта:

  • Мокрый штамп;
  • Принтерный штамп.

Классический мокрый штамп – в нем присутствует логотип, указывается официальное наименование страховщика, его физический адрес, телефоны, сайт.

Фирменный принтерный штамп – обычно ставят крупные компании. В нем, помимо всего прочего, может содержаться штрихкод для считывания данных о страховщике (можно определять со смартфона): например, у РЕСО он есть, а у Росгосстраха нет.

Серийный номер

Расположенный слева от названия, серийный номер содержит 10 цифр и три буквы серии.

На сегодняшний день (с 1 апреля 2015 г.) страховые полисы выдаются с серией «ЕЕЕ», а до этого ей предшествовала серия «ССС» (выдавалась до 31 марта 2015 г.) и «ВВВ», но все они практически не отличаются по структуре.

Все серийные номера выданных сертификатов строго учитываются в базе АИС РСА. Причем, предполагается, что для каждого страховщика выделяется индивидуальный номерной диапазон, по которому его можно идентифицировать, но это касается только крупных и средних игроков страхового рынка.

Поля дат

Ниже заголовка расположено два немаркированных цифрами блока с полями для внесения дат – первое меньшее, второе большое.

Вот как раз по данным блокам у автомобилистов часто возникают вопросы: не все могут понять для чего в полисе имеется два поля дат, а не одно – иногда в них одинаковые значения, а иногда отличающиеся.

Вы, наверное, тоже этого не знаете? Сейчас поясню.

Дело в том, что в первом (меньшем) поле указывается дата начала и окончания вашего страхового договора со страховщиком, а этот срок не является непосредственным периодом страхового покрытия.

То есть, тут у страховщиков ОСАГО есть два понятия:

  • Страховой договор – при обычном страховании он заключается с вами всегда на год (меньше может быть только в особых случаях).
  • Страховой период – это конкретный период (или несколько периодов), в течение которых вы имеете страховое покрытие.

Даты страхового договора прописываются в первом блоке. А даты страхового периода (периодов) в нижнем большом – там можно указать до 3-х страховых периодов в рамках одного года.

Примечательно, что в старых бланках серии «ССС» это разграничение было более понятно, т. к. в малом блоке имелась запись: «Срок действия договора с…». А в новой серии «ЕЕЕ» ее заменили на вводящее в заблуждение словосочетание: «Срок действия страхования с…». Посмотрите на сравнительное фото.

С предназначением полей дат, думаю, все понятно.

Продленный полис

Как известно, если автомобилист страхуется у одного и того же страховщика ему нет надобности ежегодно перезаключать договор – он просто продлевается, а бланк полиса заменяется на очередной годичный.

Его характерное отличие в том, что значения первого и второго блока дат одинаковы, а во все лишние поля (второго блока) ставится прочерк.

Но это если период страхования покрывает все 12 месяцев года, а если меньше (три, шесть, девять мес.) – т. н. сезонная страховка, то тогда во втором блоке будут другие цифры. Кстати, если по каким-то причинам 3-х имеющихся полей для сезонного продления страховки не хватило, то к полису прилагается соответствующая дополнительная вкладка.

Маркированные пункты и блоки страхового бланка

Ниже шапки идут 8 пунктов, в некоторых из которых есть блоки для внесения данных, а в других нет.

Пункт первый

Первый пункт представляет собой цельный блок для внесения сведений о страхователе: ФИО в полном объеме. Обратите внимание, что страхователь и собственник авто могут быть разными лицами.

Пункт второй

Вторым пунктом идет блок, где нужно прописать основные данные об автомобиле: ФИО собственника транспортного средства (ТС), марка/модель, наличие прицепа, VIN-код (или номер кузова), госномера, серийный номер какого-либо документа на выбор (ПТС или СТС). Ниже нужно отметить галочкой целевое назначение ТС (это новое требование).

Пункт третий

В третьем пункте имеется два блок-поля. В маленьком нужно указать тип страхования: с ограничениями или без ограничений количества лиц, допущенных к управлению ТС. В большом – перечислить ФИО допущенных к управлению лиц и указать серийный номер их водительского удостоверения (ВУ).

Пункты с четвертого по шестой

Данные пункты являются чисто информационными – там содержатся актуальные на период заключения договора сведения страхового законодательства по страховому периоду, страховому случаю и т. п.

Пункт седьмой

Предпоследний пункт содержит блок-поле, где указывается сумма для внесения оплаты за страховку (страховой премии). Она должна быть одинакова для всех страховых компаний вашего региона. Эту сумму вы можете перепроверить онлайн на каком-либо ОСАГО-калькуляторе с учетом вашего КБМ.

Пункт восьмой

В последнем пункте имеется блок для внесения особых отметок: тут могут прописываться всевозможные дополнительные сведения, так или иначе касающиеся данного договора.

По маркированным пунктам полиса все.

Область визирования

Последней в полисе идет немаркированная область визирования. Это самая важная часть, удостоверяющая действительность страховки.

  • Дата заключения договора со СК – эта дата может быть как отличной от даты начала действия договора, так и совпадать с ней.
  • Дата выдачи страхового полиса – обычно она совпадает с датой начала действия договора, но иногда может отличаться.
  • Подпись страхователя – без ФИО.
  • Подпись страховщика или лица его представляющего – с прописью ФИО.
  • Поверх всего этого ставится круглая мокрая печать страховщика.

Я думаю, что в общих чертах по всем областям и пунктам бланка страховки все понятно. А о подробностях и нюансах заполнения перечисленных полей вы можете узнать из статьи про правильное заполнение полиса ОСАГО.

Новый полис ОСАГО образца 2016 г.

Обновления РСА

В последнее время РСА ежегодно выпускает крупные «обновления» для автогражданки. Так, с 1 июля 2015 г. для автомобилистов была введена возможность , а с 1 июля 2016 г. планировалась полная замена всех действующих полисов на документы нового образца.

Впоследствии, правда, эти планы скорректировали и отменили пункт по тотальной замене действующих документов, а также ввели трехмесячный переходный период, в течение которого страховки могут выдаваться как на новых, так и на старых бланках.

Причем полисы на старых бланках, выданных до 1 октября с. г. включительно, не будут принудительно обмениваться до окончания срока их действия.

Отличия полиса нового образца

Чем же отличаются новые бланки от старых?

В структуре документа никаких изменений произведено не было – все области данных, пункты и блок-поля остались на своих местах. Зато кардинально изменился цвет документа и его фоновый орнамент: теперь он интенсивно-розовой расцветки с остро-фигурным рисунком, вместо светло-зеленого с орнаментом округлых форм. Общая же фоновая микросетчатая структура осталась прежней.

Перемещайте курсор для просмотра наглядного сравнения:

Для чего изменялся полис

Данное обновление было инициировано с целью повысить на целый порядок уровень защищенности бланков ОСАГО от подделывания, смена структуры не планировалась, а замена цвето-орнаментного дизайна была применена для резкого отличия старых, слабозащищенных документов от новых.

  • Специалисты РСА уверяют, что на хорошую подделку бланков нового образца у мошенников уйдет не менее двух лет. За этот период планируется максимально перенести автострахование в интернет и этим резко снизить количество липовых страховок на руках населения. Поэтому стоит пораньше попробовать электронную автогражданку.
  • Старайтесь приобретать страховки ОСАГО у крупных компаний и сторонитесь двойных бланков, заполняемых от руки – к ним у ДПС подозрения будут возникать в первую очередь, т. к. с 1 июля с. г. им вменено в обязанность пробивать предъявляемые страховки по базе АИС РСА.
  • Если при оформлении ОСАГО вы заметите какой-либо брак на заполняемом агентом бланке, то попросите его заменить – они обязаны это сделать.

Заключение

Ознакомившись с данным материалом, вы теперь ясно представляете себе дизайн старого и нового бланка ОСАГО и уже не запутаетесь в блоках страхового полиса при его проверке после заполнения страховщиком.

Между прочим: вы верите в русалок? Я, честно говоря, не очень. Но просмотрев это видео, поневоле задумаешься: дурачат тебя находчивые ньюсмейкеры, или в водах безбрежного океана действительно обитает некий редчайший вид гуманоида, адаптировавшегося к водной среде. Оцените сами насколько я впечатлителен от того, что увидел:

На этом я заканчиваю сегодняшнюю публикацию. Ожидайте вскорости очередные полезные материалы, информацию о поступлении которых удобнее всего получать подписчикам блога – они ничего не пропустят.

Если вам понравились какие-то мои статьи, то вместо привычного лайка лучше жать кнопки социальных сетей, распространяя полезную информацию по интернету.

Удачи вам на дорогах и до скорых встреч!

Всем привет! На связи Илья Кулик, и сегодня я расскажу вам о том, как выглядит электронный полис ОСАГО.

Уже более года россияне имеют возможность приобретения электронных полисов ОСАГО онлайн у целого ряда крупных страховщиков, таких как Росгосстрах, Уралсиб, Альфастрахование, ВСК, Ресо и др. игроков страхового бизнеса, имеющих технические возможности для подобной торговли в корректном режиме.

В будущем, возможно, т. н. е-страхование онлайн имеет все шансы на почти полное вытеснение из оборота привычных бумажных документов. Но на сегодня до этого еще далеко. Не все водители, несмотря на прошедшее немалое время, знают о самом существовании электронных полисов, не говоря уже о представлении их надлежащего вида.

Более того, даже не все инспекторы ДПС, особенно из глубинок, относятся к просвещенным по данному вопросу сотрудникам, выписывая необоснованные штрафы и создавая лишние проблемы и себе и водителям.

Поэтому назрела надобность в данной статье, которая расставит все точки над «i» по внешнему виду е-полиса и по его определению как правомочного документа.

Цифровая эпоха порождает вопросы

Прежде чем перейти к описанию полиса, я остановлюсь на одном важном моменте, который нужно подробно разъяснить в самую первую очередь.

Дело в том, что для многих автомобилистов, а также для значительной части инспекторов ДПС, не совсем понятен статус е-автогражданки, а именно его фактической принадлежности к юридически правомочной документации.

И действительно, цифровая эпоха с такой стремительной скоростью входит во все сферы жизни людей, что далеко не у всех успевает сформироваться серьезное отношение к ее плодам.

Не все ментально готовы в отношении полисов е-ОСАГО принять их документальную полноценность и у многих возникает вполне резонный вопрос: а есть ли мальчик, говоря образом известного афоризма.

В каком именно виде должен существовать е-полис как осязаемый и правомочный документ? В виде просто «электронки» или в виде тандема с бумажным носителем? А который из них главнее, и документ ли это вообще?

Классическая претензия ДПС по е-полису в переходный период

С 1 октября 2015 г., после начала полноценной реализации электронных ОСАГО (с 1 июля было доступно лишь продление), на дорогах было множество случаев неправомерного штрафования ДПС автомобилистов на основании отсутствия у них надлежащего полиса автогражданки.

И основной претензией, которую предъявляли стражи дорог при предъявлении водителем распечатки е-ОСАГО с домашнего принтера, было подобное нижеследующему:

– Что вы мне, гражданин, свою липу суете? Вы вообще в трезвом состоянии, что позволяете себе вместо полиса ОСАГО показывать инспектору его ксерокопию?!

Вот именно, несмотря на комичность подобного месседжа, рациональное зерно логики здесь присутствует: водитель действительно показывает полицейскому какой-то черно-белый «ксерокс», без живых подписей и печатей, и нагло объявляет, что он полностью правомочен, т. к. хоть и приобретен дома, с ноутбука, но зато в приличной компании и за приличные деньги.

Электронный полис, как правомочный е-документ

А правда ведь в том, что данная бумага-распечатка действительно не имеет никакой правомочности, т. к. это всего лишь распечатка и есть – отзеркаливание настоящего документа, которого, в свою очередь, на нашем с вами физическом плане не существует в привычной офисно-осязаемой форме.

То есть, ксерокс, как «документ», если сравнивать, имеет большую «значимость», т. к. он предполагает наличие физического документа, а в нашем случае е-полис не может похвастаться даже этим.

Вывод: е-полис ОСАГО предусматривает полную виртуальность

В качестве вывода по данному разделу можно сказать следующее:

  • Дублирующий полис на полноценном бумажном бланке-носителе е-страхование в обязательном порядке не предусматривает.
  • Распечатка электронного полисасама по себене имеет самостоятельной юридической значимости, т. к. определить по ней действительность страхования, без привлечения баз данных из сети, невозможно.
  • Внешний вид электронного полиса не играет существенной роли, даже если это «настоящий» виртуальный документ, т. к. важна лишь сама информация в базах данных и ее достоверность.

Еще добавлю, что номинально можно вообще обойтись без какой-либо документоподобной внешней формы содержащейся в базах информации – ее удобнее всего хранить в простых таблицах, но с учетом особенностей человеческого восприятия, пока что на экране монитора можно видеть полис, похожий на бумажный.

Еще, для большего понимания сути, я приведу очень яркую аналогию с деньгами: есть бумажные деньги и за их «неправильную распечатку» могут запросто посадить в тюрьму, а есть уже всем привычные электронные деньги, которые даже бутафорского внешнего вида не имеют, но тем не менее, они равны по стоимости бумажным.

Однако, несмотря на все вышеописанное, внешность е-полис все же имеет и вам полезно будет знать ее «в лицо», поэтому я опишу данный виртуальный документ по пунктам, как я делал это в .

Как выглядит электронный полис ОСАГО

На приведенном ниже фото вы можете увидеть, как выглядит заполненный е-полис ОСАГО. Его важное отличие от бумажного в том, что он не имеет и не должен иметь никаких явных или скрытых визуальных элементов защиты – они здесь совершенно излишни, т. к. тут в защите нуждается не изображение на экране или на распечатке, а содержимое информационных баз данных.

В статьях, описывающих электронный полис, об этом говорится так: «нет привычного защитного микроузора, но он такой же зеленый…». На это вообще обращать внимание не следует – микроузор и другие видимые через экран и отражаемые на распечатке защитные маркеры можно запросто имитировать.

Но народ потихоньку приучают к новому информационному восприятию, поэтому выглядит полис как просто зеленого вида документ. Причем, новые бумажные полисы уже не зеленые, а сложной радужно-сиреневой расцветки, которую внедрили в этом году для борьбы с подделками и .

Электронным же все равно какого они будут цвета: его совсем не обязательно распечатывать на цветном принтере – обычный черно-белый вполне сгодится, т. к. там какую-то значимость имеет лишь информация, а не цвет или даже структура документа. В принципе, можно даже переписать на бумагу все, что имеется на мониторе от руки – результат тот же.

Ниже рассмотрена структура каждого блока полиса отдельно.

Шапка документа: маркеры 1 и 2

Здесь имеется главное визуальное отличие е-полиса – он так и называется: «Электронный страховой полис».

Еще есть отличие в серийном номере: вместо ССС или EEE тут значится ХХХ. Но сам этот цифро-буквенный идентификатор является наиболее важной информацией, даже более, чем в бумажном – именно по нему в первую очередь машины определяют принадлежность страховки.

Вот тут заключена одна из главных выгод электронного страхования – как заявляют специалисты, вероятность получения клиентом электронного клона (с одинаковым серийником) равна нулю, т. к. подобное машины сразу же обнаружат.

Срок и периоды страхования: маркеры 3 и 4

Тут все стандартно: машина страхуется на год, за исключением временных полисов. Также и с периодами использования – прописываются соответствующие даты, точно как и в бумажном варианте.

Страхователь и собственник: маркеры 5 и 6

Думаю, кто такой страхователь и собственник вы знаете – страхователь страхует машину в страховой компании (у страховщика), а собственник пользуется страховкой и это не обязательно одно и то же лицо. Поэтому и поля для каждого отдельные.

Данные автотранспорта и водителей с допуском к его управлению: маркеры 7 и 8

Тут указаны основные сведения об авто: модель/марка, VIN-код или № кузова, госномера, а также серия/номер паспорта транспортного средства (ПТС) и цель эксплуатации.

В блоке ниже перечислены лица, допущенные к управлению машиной с указанием их ФИО и серии/номера водительского удостоверения (ВУ).

Сразу за этими блоками идут привычные обще-информационные пункты, которые читать все же нужно – они могут изменяться.

Стоимость полиса и особые отметки: маркеры 9 и 10

В двух следующих блоках указана стоимость полиса (страховая премия) и особые замечания. Последние тоже важны, т. к. в е-страховании именно тут обычно прописывается место приобретения страховки (адрес веб-сайта) и номер оплаченного онлайн-заказа.

Даты, подпись и печать: маркеры с 11 по 13

Как и на бумажном полисе внизу присутствуют две даты: дата заключения договора и дата выдача полиса (обычно они совпадают).

Также прописана фамилия и инициалы страхового специалиста – представителя страховщика, с его подписью и печатью страховой компании.

Тут нужно уточнить, что и печать, и подпись, как бы красиво они не выглядели, но это всего лишь факсимиле. Что такое факсимиле? Это точное копирование какого-либо графического оригинала: буквально этот термин означает «делай подобное», в переводе с латыни. То есть, то же самое, что и подписи на банкнотах, к примеру. Соответствующая у них и значимость – чисто ознакомительная.

Но есть внизу е-полиса и важное отличие – отсутствие личной подписи клиента (страхователя). На месте подписи имеется только запись «Страхователь» и нет даже факсимильной имитации.

По правилам электронного страхования клиентскую подпись заменяет авторизация покупателя в своем аккаунте, куда он предоставляет все свои данные. Да, несколько это все странно, но без живой подписи е-документ считается действенным, а вот бумажный нет, конечно.

Что предъявлять инспекторам ДПС и какие могут быть при этом проблемы

Теперь о главном: каким образом водителю нужно доказывать то, что он добросовестно уплатил за ОСАГО и его распечатка действительно является отражением реально существующего онлайн-договора, а не произведением трудов в фотошопе.
На сегодняшний день, согласно п. 2.1.1 (абз. 6) ПДД, а также п. 1 ст. 32 ФЗ № 40, водитель ТС:
«…обязан иметь при себе полис ОСАГО или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении ОСАГО в виде электронного документа …»

Как может проверяться инспектором ваш электронный полис

Согласно должностной инструкции, инспектор ДПС, получив от вас информацию о том, что вы имеете электронную автогражданку, обязан сверить предоставленные реквизиты (серийный № полиса, госномера ТС, VIN-код или № кузова) с доступной для него базой данных.

Какие это базы? В распоряжении стражей дорожного правопорядка их две: спецсервис ИМТС МВД РФ и знакомая уже вам публичная база РСА (Российский союз страховщиков). Для сверки наряды ДПС должны иметь соответствующее оборудование – планшеты или нетбуки, имеющие доступ в сеть.

То есть по сути инспектору для проверки нужна только сеть, данные вашей машины и компьютерное устройство. Сам водитель ему не нужен. Но, согласно вышеуказанным положениям нормативов, инспектор имеет право требовать от водителя предоставления именно бумажной распечатки е-ОСАГО.

Хотя может и не требовать этого т. к. дополнительно имеются еще внутриведомственные циркуляры, направленные во все службы Госавтоинспекции и рекомендующие сотрудникам ДПС проверять е-полисы без требования бумажных распечаток. Это письмо-разъяснение Главка МВД № 13/12-у-4440 (от 03.07.2015 г.) и распоряжение в ГУОБДД МВД зампредседателя Правительства РФ И. Шувалова № 13/12-у-6112 (от 04.09.2015 г.).

То есть пока что вопрос по предоставлению/непредоставлению распечатки полиса решается на месте – по усмотрению сотрудника ДПС, с учетом имеющейся аппаратной возможности проверки или без. Соответственно, при отсутствии в авто распечатки е-ОСАГО, это может быть оформлено как нарушение.

Что делать при проблемах с ДПС по е-ОСАГО

Если на дороге по е-полису возникнут трения с ДПС (при наличии у вас распечатки), то посоветуйте инспектору почитать действующие правила ПДД и ОСАГО, регламентирующие использование е-полиса. Иначе от некоторых полицейских даже сейчас можно получить незаслуженные санкции.

Несмотря на то, что сегодня водителю все еще предписывается иметь в машине распечатку е-полиса, автоэксперты не видят в ней особого смысла – если инспектор не может проверить е-полис по сети, то никакая распечатка тут не поможет.

Да, во многих местах и у многих экипажей ДПС еще нет оборудования или выхода в сеть для подобных проверок, но это не должно быть проблемой водителей. Тем более, что в приведенных циркулярах указано, что при отсутствии доступа к сети, инспектор обязан провести проверку полиса через центрального диспетчера по рации.

Однако в отдаленных районах РФ лучше пока что иметь обычный полис – спутниковый служебный интернет там имеется не везде.

Просмотрите любопытный ролик, иллюстрирующий действия работников ДПС в отношении е-ОСАГО:

Эпопея с распечатками е-полиса

Касательно подтверждения наличия е-полиса в виде его принтерных распечаток, то сегодняшняя ситуация требует прояснения всей этой эпопеи с самого ее начала.

Предъявление «ксерокопии» е-полиса

Как уже говорилось, е-полис не предполагает специального бумажного носителя, служащего для подтверждения достоверности факта страхования – это проверяется через соответствующие базы данных.

Однако такое новшество у многих работников ДПС вызвало замешательство. И поначалу РСА, ради успокоения инспекторов, порекомендовало водителям возить с собой распечатки е-ОСАГО. Замешательству это помогло мало –отдельные инспекторы воспринимали предъявляемые «ксерокопии» как личное оскорбление.

Тем более, что некоторые водители вообще ничего не показывали, мотивируя тем, что е-полис подлежит проверке онлайн и даже наличие его распечатки в машине законодательно не закреплено.

Как выяснилось на практике, оперативно обеспечить все наряды ДПС возможностью онлайн-проверки ОСАГО не удалось. Поэтому, через год с момента введения е-ОСАГО, наличие распечатки в машине законодательно закрепили в ФЗ № 40 (согласно ФЗ № 214 от 23.06.2016 г.) и в ПДД.

И на этом ситуация повисла в воздухе, хотя попытки решить вопрос окончательно не прекращались. Например, весной 2017 г. первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил МВД и Минфину проработать дальнейшие этапы перехода на е-полисы с бумажных. В поручении главное внимание уделено отмене требования иметь в машине распечатку е-ОСАГО и полному переходу автогражданки в чисто электронный вид.

Отмена обязанности возить распечатку е-ОСАГО

Но с циркулярными инициативами Шувалова с самого начала не заладилось и в дело наконец вмешалось правительство при участии и контроле Медведева. 17 октября 2018 г. в Госдуме был принят законопроект № 501904-7 , который почти полностью снимает разницу между бумажным и электронным ОСАГО.

Согласно п. 6 ст. 2 законопроекта (изменения в п. 7 ст. 15 ФЗ № 40), все полисы будут иметь свой уникальный электронный идентификатор (не серийный № бланка), по которому будут и проверяться. Соответственно отпадет нужда в защищенных бланках бумажного варианта ОСАГО.

Кроме этого пункт 15 (ст. 2) законопроекта исключает из п. 1 ст. 32 40-ФЗ требование о предоставлении распечатки е-ОСАГО. Вместо этого указано, что водитель «…представляет для проверки страховой полис обязательного страхования». То есть это может быть оригинальный бумажный полис или его распечатка, распечатка электронного варианта или его отображение на электронных гаджетах.

То есть водитель будет обязан предоставить инспектору что-то из того, что у него имеется (оригинал, распечатка, скан, страницу личного кабинета СК с отображением е-ОСАГО и т. п.). Но если не будет предоставлено ничего, то это может быть засчитано как нарушение (на усмотрение инспектора).

Понятно, что требование возить распечатку временное, но пока что делайте так, как прописано в законе, чтобы не злить служителей полосатого жезла.

Когда нововведения вступят в силу и как поступать сейчас

Указанный законопроект будет точно принят, но он был отправлен на доработку в Комитет Госдумы по финансовому рынку. После доработки документа и в случае его полного принятия во втором чтении, нововведения вступят в силу спустя 180 дней после официального обнародования обновлений в законодательстве по ОСАГО (согласно п. 1 ст. 4 законопроекта).

А пока изменения не приняты, водители с е-ОСАГО обязаны иметь в авто распечатку полиса. При этом страховщики для большей убедительности советуют заверить ее в офисе печатью и подписью, хотя это и не обязательно. Также, при желании, страхователь может взять в СК распечатку е-ОСАГО на официальном бланке.

Будет ли отменена обязанность предъявлять ОСАГО инспектору

В обозримом будущем из законодательства полностью исключат обязанность водителя что-либо предъявлять инспектору по части ОСАГО – сотрудник будет обязан самостоятельно проверять через сеть наличие и действенность полиса по реквизитам авто и/или владельца.

Но это финальный этап перехода на е-ОСАГО и с его инициацией соответствующие положения уберут не только из ФЗ № 40, но и из в ПДД. Пока же подобное невозможно во всей стране из-за неодинакового доступа к сети в разной местности.

  • Прописывайте все данные из ПТС буквально при покупке е-полиса онлайн- так, как они там написаны, даже если имеются неточности: так и пишите, с неточностями – главное, чтобы машина не обнаружила разночтений, иначе из дома оформить страховку не выйдет.
  • Полный отказ от бумажных полисов по городам в планах Правительства: для этого будут работать над соответствующим техническим оснащением, поэтому возврата к прежней системе уже не будет, имейте это в виду.
  • Заменить распечатку в скором времени может изображение е-полиса на планшете или смартфоне.

Заключение

Итак, вы уяснили, что электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и классический, но при этом для него не предусмотрено обязательного бумажного носителя, а полицейские об этом должны знать и не выписывать неправомерные штрафы.

А у вас есть электронный полис? Были ли с ним проблемы с патрулями ДПС? Если у вас есть какая-либо интересная информация на этот счет, то поделитесь ею с другими водителями в комментариях.

Может ли интернет генерировать массовую ненависть к отдельным людям? Может, и еще какую! Например, одну западную телеведущую ненавидит чуть ли не пол планеты за ее страсть к мужской забаве – охоте. А вот Джекки Чана сетевой Китай ненавидит, не поверите за что, – за ошибку в характеристике цвета неба над Пекином и еще за лояльность к компартии! Но самое интересное на этот счет вы можете посмотреть в видео о ТОП-10 ненавидимых людей сети:

На этом статья завершена, и я жду вас на страницах моего блога в следующую встречу. А чтобы не пропускать поступающие обновления материала, оформите подписку и анонсы вас сами найдут. Ну и не забывайте о сецсетях – делитесь понравившимися статьями, что будет служить своеобразным лайком от вас за проделанную работу.

Введение новых бумажных полисов ОСАГО стало настоящей необходимостью.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

По сравнению со старыми бланками они обладают дополнительными степенями защиты, повышена информативная часть. Замена осуществляется поэтапно, чтобы избежать искусственного дефицита.

Изменения во внешнем виде полисов

Система проверки бланков обязательного автострахования работниками ГИБДД физически не могла определить подлинность полиса. Это было обусловлено низкой степенью защиты документов и возможностью изготовить подделку даже непрофессионалами. Поэтому с 1 июля 2019 г были введены новые бланки ОСАГО.

Подобный шаг был вызван следующими возникшими обстоятельствами:

  • Катастрофически большое количество подделок. Они могут оформляться по цене ниже рыночной с согласия застрахованного лица или без него. В любом случае при ДТП страховщик может выплатить компенсацию только после судебного разбирательства.
  • Наличие новых полей для внесения дополнительной информации. Это позволит более прозрачно формировать стоимость ОСАГО. В будущем планируется указывать значение КБМ.
  • Уменьшение дефицита бланков. Новые полисы ОСАГО выдаются вместе со старыми. Таким образом повышается их общее количество, что дает возможность обеспечить бланками всех представителей страховых компаний.

Дополнительно нужно учитывать возрастание стоимости бланков на 15% . Это не отразится на цене ОСАГО, так как расходы на приобретение лягут на страховые компании. Также не исключается еще один вид мошенничества – оплата и оформление страховки без дальнейшего внесения данных в базу РСА.

В целом введение новых полисов должно повысить доверие автолюбителей к системе обязательного автострахования и разгрузить офисы больших компаний, перенаправив поток потенциальных клиентов к их представителям. Отчасти неблагонадежность последних стала причиной ввода новых бланков.

Поэтому для «прозрачности» формирования стоимости в 2019 г будет внесен ряд изменений в законодательство. В частности – появится возможность оформления электронного документа, уведомление клиентов о текущем значении КБМ.

Образец полиса ОСАГО

После официальной презентации в январе 2019 г внешний вид бланка претерпел незначительные изменения. Ознакомление с особенностями защиты и внешнего вида документа поможет избежать покупки подделок, которые в незначительном количестве появились сразу после введения нового полиса ОСАГО.

Изменилась цветовая гамма – вместо однотонного зеленого цвета на бланке есть сложный рисунок, состоящий из геометрических фигур различных оттенков розового. Всего насчитывается порядка 5-ти разных графически объектов, расположенных в хаотическом порядке. Поля для заполнения остались белыми, чтобы не возникло трудностей с вводом корректной информации.

В качестве защиты были использованы следующие элементы:

  • Сделали цветовую растяжку. Изменение оттенка от желтого к розовому и сиреневому.
  • Ввод новых шрифтов. Их размер стал намного крупнее предыдущих, что положительно повлияло на чтение информации.
  • Новые водяные знаки. Они стали сложнее и представляют собой стилистическое изображение автомобиля. Дополнительно на боковой части размещаются водяные знаки с логотипом РСА.
  • Наличие металлизированной линии. Она расположена на левой боковой части и проходит вертикально вдоль бланка. На ней присутствуют надписи «РСА» и «Полис». Нить проходит через полис ОСАГО в шахматном порядке.
  • Появиться QR-код. С помощью специальных мобильных приложений можно будет узнать подробную информацию о страховой компании, в которой оформлялся полис.

Новый полис ОСАГО

По заверениям экспертов подобная защита не позволит мошенникам изготовить поддельные полисы как минимум года с момента их выпуска. Для автолюбителей важно знать особенности оригинального бланка и уметь «читать» все виды защиты.

Особенности хождения новых бланков

Согласно законодательным актам выписывание ОСАГО на старых бланках было возможно до 1 октября 2019 г. При этом их срок действия ограничен лишь договором. Инспекторы ГИБДД и представители страховых компаний обязаны принимать старые полисы. Последние должны будут при соблюдении процедуры подачи заявки выплачивать компенсационные суммы.

В настоящее время при заключении или пролонгации договора страховщик обязан выписывать автостраховку на новом полисе. Исключение составляют электронные варианты, форма которых осталась неизменной.

Каждый собственник автомобиля должен знать следующие нюансы хождения новых полисов ОСАГО:

  • Возить с собой оригинал полиса. Копия не является подтверждением оформленной страховки. В качестве альтернативы и при технической возможности работник ГИБДД может проверить ОСАГО в базе данных РСА.
  • Прохождение технического осмотра невозможно без предъявления бланка обязательной страховки.
  • Оформление с задержкой действия ОСАГО. Это удобно при покупке автомобиля, когда нужно подготовить необходимый пакет документов заранее. Действие полиса начнется не с момента заключения договора, а позже.
  • После выписки страховки компания или ее официальный дилер обязаны предоставить дополнительную информацию — адреса и контактные данные представителей страховщика в регионах России, бланк извещения о ДТП. Застрахованное лицо может потребовать заверенную копию страховки. Она выдается бесплатно.
  • Время выдачи заверенного бланка в течение дня после поступления денежных средств. Нужно учитывать возможные задержки для безналичного расчета.

Текущую ситуацию с хождениями полисов ОСАГО и изменениями в законодательстве лучше всего контролировать на официальном сайте РСА. Кроме этого там есть полезная информация о действующих правилах обязательного автострахования, расчет стоимости полиса. В 2019 г должна появиться проверка КБМ по запросу автовладельца.

Нужно ли менять старый полис на новый

Одновременное действие старых и новых бланков ОСАГО не скажется на правах застрахованного лица. Поэтому вопрос действителен ли старый полис — не является насущным, так как его легитимность будет прекращена только после завершения договора. Но некоторые автолюбители заинтересовались возможностью замены. Фактически процедура не несет смысловой нагрузки.

Напротив, для ее выполнения необходимо сделать ряд действий.

  1. Прийти в офис страховой компании, простоять очередь к консультанту.
  2. Написать заявление, образец которого можно взять у страховой организации.
  3. Консультант проверит правильность и внесет данные в базу для регистрации и выдачи нового полиса ОСАГО.
  4. Дождаться окончательного оформления бланка.

После получения на руках у страхователя будет новый полис, который по значимости ничем не отличается от старого.

Единственный «плюс» этой процедуры – бесплатное предоставление услуги по замене. Но для этого нужно потратить свое время для поездок в офис компании и для оформления документации.

Исключением может являться изменение содержания договора обязательного автострахования. Это может быть предоставление дополнительных услуг по ОСАГО, ее расширение до требуемой суммы. В этом случае страховщик обязан выписать полис на новом бланке.

Изменение стоимости

После появления информации о замене старых полисов ОСАГО на новые возникли слухи об удорожании обязательного автострахования. Причиной этому стали дополнительные меры защиты документа и как следствие – повышение его себестоимости. Фактически цена на бланки повысилась на 15%, но это никак не отобразилось на общей стоимости страхования.

Но так ли это на самом деле? Страховые компании имеют минимальный показатель прибыли и пытаются вместе с ОСАГО продать ряд дополнительных услуг. Вместе с этим у них есть законный механизм регулирования стоимости, применяя который цена на автостраховку может отличаться у разных компаний в пределах 20% . Таким образом организации теоретически могут компенсировать дополнительные траты, связанные с покупкой документов действующего образца.

  • проверить стоимость ОСАГО на сайте РСА, воспользовавшись калькулятором;
  • проверить цену у различных страховщиков;
  • изучить содержание договора на выявление дополнительных услуг;
  • дополнительно проконтролировать стоимость обязательного автострахования с помощью онлайн-сервисов.

Разница в цене не может превышать 20% . Искусственным увеличением стоимости могут заниматься дилеры страховых компаний. Но из-за доступности оформления и наличия постоянных очередей в офисах крупных страховщиков многие предпочитают оплачивать ОСАГО именно у официальных представителей.

При навязывании дополнительных услуг или явно некорректном расчете стоимости можно создать жалобу на сайте Центробанка или РСА. Но это следует делать только при нежелании страховой признавать свои ошибки.

Электронный или бумажный полис ОСАГО в 2019 г

Актуальность приобретения бумажного варианта страховки с распространением электронного аналога теряет смысл. С 1 января 2019 г страховые организации будут обязаны предоставить возможность оформить полис дистанционно. До этого времени электронные ОСАГО можно было сделать только при пролонгации договора.

Преимущества электронного по сравнению с новым бумажным бланком ОСАГО заключаются в следующем:

  • Нет необходимости ехать в офис компании. С помощью онлайн-сервиса заполняется форма заявки с приложением отсканированных документов. Оплата делается через сервис «Клиент-банк».
  • Время оформления значительно меньше. Но остается вопрос с доступностью этой функции в не рабочие часы.
  • После подтверждения и оплаты электронная копия полиса высылается на почтовый ящик пользователя. Можно заказать дополнительный экземпляр с письмом до востребования.
  • Электронный бланк распечатывается на принтере и предъявляется работникам ГИБДД. Он имеет такую же значимость, как и бумажный вариант.

Единственным недостатком является повышение вероятности допущения ошибки при заполнении полей заявки. Поэтому при выполнении этой процедуры нужно несколько раз перепроверить данные. Появившаяся возможность вносить корректировки положительно влияет на удобство сервиса. Но делать это можно только после согласования с представителями организации. Данные о страховке будут поступать в базу РСА только после завершения ее действия.

Возможность оформлять полисы ОСАГО в электронной форме появилась в октябре 2015 года.

До этого момента водители и автовладельцы обязаны были приобретать полис на бумажном бланке и постоянно возить с собой.

Электронный полис ОСАГО увеличил автолюбителям свободу маневра по обязательному страхованию своей ответственности. Теперь приобрести страховку можно не выходя из дома, главное чтобы был компьютер и выход в интернет.

Подробнее о том, как самостоятельно купить электронное ОСАГО, читайте в статье - .

Но как всё новое, электронный полис вызвал ряд вопросов. Один из главных звучит так: «Как выглядит электронный полис ОСАГО?».

В этой статье мы покажем внешний вид электронного полиса и подробно разберем все его основные пункты и особенности.

Вот как выглядит электронный полис ОСАГО, который на почту (e-mail) получает автовладелец после того, как оформит и оплатит его на сайте страховой компании.

1. Электронный страховой полис. Эта надпись — главная отличительная особенность электронного полиса ОСАГО. На бумажных бланках такая отсутствует.

2. Серия и номер полиса. Каждому электронному полису присвоены уникальные серия и номер. Для защиты от подделок и повторов, номера присваиваются через централизованную базу РСА. При покупке полиса на сайте уполномоченной компании вероятность того, что вам продадут полис с тем же номером, что и какого-нибудь другого полиса, равна нулю.

Со списком компаний, которые имеют право продавать электронные полисы ОСАГО читайте в статье

3. Срок страхования. По умолчанию срок страхования или действия полиса равен одному году. В исключительных случаях допускается иной срок. Например, для автомобилей, следующих к месту регистрации.

4. Период использования. В пределах срока страхования допускается указать периоды, когда машина реально эксплуатируется. Если на автомобиле не ездят круглый год, следует отметить в полисе конкретный период или даже несколько (закон допускает любое количество периодов использования) и заработать скидку.

5. Страхователь. Здесь указывается лицо, заключившее со страховой компанией полис ОСАГО. Основное требование — совершеннолетие и дееспособность. Владеть собственной машиной страхователь не обязан.

6. Собственник. Указывается ФИО собственника автомобиля по паспорту транспортного средства (ПТС).

7. Сведения об автомобиле. В данном разделе требуется указать название машины по документам, ее ВИН-код, государственный номер регистрации и реквизиты одного документа — на выбора ПТС или свидетельства о регистрации (СТС).

Важно! Указывайте название автомобиля в точности как написано в ПТС или СТС. Даже если при регистрации машины вашу Toyota Corolla превратили в Тойоту Кароллу, следует указывать именно «Тойота Каролла». Так как эти сведения проходят проверку по базе РСА. И если они не совпадут, электронный полис оформить не получится.

8. Список лиц, допущенных к управлению. Здесь указываются сведения: ФИО и номер водительского удостоверения, всех водителей, которые управляют машиной.

Неограниченный перечень означает, что за руль допущены любые водители. Имелись были права соответствующей категории.Ограниченный перечень требует указать всех допущенных водителей. Законом допускается указать любое конечное число водителей, и всё равно — это ограниченный перечень.

9. Страховая премия. Рассчитанная с учетом указанной информации и результатов проверки страховой истории (коэффициент за безаварийность) сумма платежа, которая оплачено по полису.

10. Особые отметки. Раздел для любой служебной и технической информации. К примеру, компания Росгосстрах указывает в данном разделе отметку, что электронный полис оформлен на официальном сайте и у него есть собственный идентификатор по внутренней системе учета.

11. Дата заключения договора. Указывается конкретная дата, когда оформлен электронный полис. Может не совпадать с датой начала действия договора. Допускается оформление полиса заранее, но не раньше чем, за 30 дней до окончания действующего полиса.

12. Подписи сторон. Со стороны страховой компании стандартно присутствуют ФИО уполномоченного представителя, подписавшего полис, и факсимильная подпись.

И вторая главная особенность электронного полиса — нет подписи со стороны страхователя. Так как при оформлении полиса на сайте компании, человек не может расписаться рукой, живую подпись заменяет персональный пароль доступа к личному кабинету. На бланке же полиса в графе остается пустое место, и всё равно полис считается заключенным. Главное не забыть оплатить. Такой порядок полностью соответствует букве закона.

13. Печать страховщика. На электронном полисе ставится факсимильная круглая печать страховой компании.

Электронный полис после оформления и оплаты приходит автовладельцу в виде файла на адрес электронной почты, указанной при регистрации в личном кабинет страховщика. Файл можно распечатать на принтере и положить в машину. Закон этого не требует, но и страховые компании, и ГИБДД, настоятельно рекомендуют сделать именно так.

О том, как инспекторы ГИБДД проверяют электронные полисы ОСАГО в статье